Санкции, перебои в импортных поставках и колебания курса валют глобально изменили отечественный рынок и открыли новые возможности для российских производителей. Многие промпредприятия, которые раньше с трудом пробивались в сферы, где царила импортная продукция, получили доступ к ним. Это почувствовали на себе и заводы Алтайского края. К части из них выстроились очереди из заказчиков, которые прежде снисходительно рассматривали их предложения. Запрос на продукцию ряда алтайских предприятий на фоне ухода из страны западных производителей вырос в разы.
Журнал «Автограф» составил топ региональных заводов, добившихся наибольших успехов в вопросе импортозамещения и имеющих наибольшие перспективы в этом направлении. Экспертами выступили министр промышленности и энергетики края Вячеслав Химочка и исполнительный директор Союза промышленников Виктор Мещеряков.
Лидеры импортозамещения Алтайского края
АЗПИ. Спрос на продукцию барнаульского предприятия, изготавливающего топливные системы для транспорта, вырос в восемь раз. В числе крупнейших заказчиков – КамАЗ и ГАЗ. Пока предприятие увеличило физические объемы производства в 1,6 раза, в денежном выражении – в два раза. И это при том, что последние годы завод последовательно инвестировал в модернизацию.
«Чтобы увеличить в восемь, АЗПИ нужно одномоментно 4 млрд рублей для покупки дополнительного оборудования», — рассказал Вячеслав Химочка.
Власти края и страны уже не первый год помогают предприятию, предоставляя льготные займы под 1-5%. Так, например, в Фонде развития промышленности страны АЗПИ брал заём в 400 млн рублей и в этом году, спустя три года, полностью по нему рассчитался. Это говорит о финансовой устойчивости предприятия и его возможностях дальнейшего развития без финансовых рисков.
Также АЗПИ подал заявку на 2 млрд рублей для участия в федеральной программе по стимулированию производства отечественных комплектующих. В случае, если завод обеспечит 20% софинансирования, приобретет оборудование и наладит постоянные поставки продукции минимум двум партнерам, государство ему «простит» оставшиеся 80%, объяснил министр. Но собственные 400 млн заводу тоже предстоит еще найти.
Предприятия сельхозмашиностроения. Эксперты говорят о них именно комплексно, не выделяя отдельных лидеров. Это Рубцовский завод запчастей, АНИТИМ, Алтайский завод сельскохозяйственных машин, «Комплекс Агро» и другие.
Эти предприятия имеют высокий уровень локализации – до 90% — и продолжают его повышать.
Предприятия разрабатывают и новую технику под запрос рынка. Например, «Комплекс Агро» освоил производство гидроцилиндров – сложное инженерное оборудование, которое пока не продают сторонним заказчикам, закрывая собственные производственные потребности.
Производители шин «Нортек» и «ЯШЗ Авиа». На внутреннем рынке спрос на их продукцию вырос на 22-23%, по оценке минпромэнергетики края. Новыми партнерами «Нортека» в 2022 году, сообщали ранее на предприятии, стали «Ростсельмаш», «Амкадор», «Гомсельмаш» и другие.
Завод наладил выпуск шин для тракторов «Кировец», что позволило заключить прямой контракт с Петербургским тракторным заводом на поставку на конвейер алтайских шин. «Нортек» с начала года проводил полевые испытания нескольких типоразмеров шин для техники «Ростсельмаша» и по их итогам также стал поставлять шины на конвейер предприятия.
«Когда с рынка России ушли западные производители шин, «Нортек» работал просто на «разрыв», день и ночь», — рассказал Вячеслав Химочка.
Небольшое уменьшение общих объемов производства произошло в первом полугодии из-за сокращения экспортных поставок – с учетом роста себестоимости продукции и укрепления рубля делать это стало невыгодно.
Большие перспективы у «ЯШЗ Авиа» – единственного в стране производителя авиационных шин. Как рассказал Химочка, именно это предприятие будет проводить научные разработки, исследования и – в случае успешных результатов – запуск в серийное производство шин для самолета МС-21. На Восточном экономическом форуме 7 сентября Объединенная авиастроительная компания и «Аэрофлот» подписали соглашение о поставке до 2030 года, в том числе 210 самолетов МС-21.
«Вот на них будет ставиться уже наша резина», — рассказал министр промышленности региона.
Барнаульский завод прессового оборудования. Предприятие недавно завершило реализацию инвестпроекта – запустило линии по производству колесных дисков для сельхозтехники. И этим попало «в яблочко». Если сначала завод всячески пробивался на рынок и предлагал опытные образцы ведущим производителям, то сейчас те уже сами к нему «прибежали». В числе партнеров предприятия «Ростсельмаш», петербургский завод, на очереди – гомельский производитель.
«Алтайлесмаш». Этот производитель специальной техники для труднодоступной местности (для нефтяников, лесозаготовителей) за год увеличил объемы вдвое – со 120 до 240 машин.
Предприятие приобрело в собственность участок бывшего моторного завода в Барнауле, который сейчас расчищает и по которому ведет проектные работы, в том числе по подключению инфраструктуры. На этой площадке руководители предприятия намерены построить дополнительные производственные корпусы, чтобы к 2025 году выйти на объем производства в 600 единиц.
«Карбон». Этот проект начался с инженерного изобретения собственника известного алтайского предприятия «Роса» Юрия Юрченко. Он разработал оборудование, которое позволяет из отходов перерабатывающего производства, то есть по сути шелухи, изготавливать промышленный активированный уголь. Предприятия в России лишь на 40% обеспечены таким углем отечественного производства, остальное ввозится.
Власти края помогли оформить заявку в Фонда развития промышленности для выделения 526 млн рублей инвестору для закупки оборудования. изготовленного по чертежам конструктора. Это позволит наладить производство мощностью 8 тонн в сутки.
НПП «Алтайспецпродукт». Бийский производитель эмульгаторов, присадок для топлива кратно нарастил объемы производства.
«Еще недавно присадки не пользовались большим успехом, потому что иностранные масла удовлетворяли спрос. А теперь западные компании ушли из России, и отечественные производители масел пытаются присадками довести качество до уровня, необходимого для использования в импортной технике. И спрос сейчас бешеный», — рассказал Виктор Мещеряков.
По его словам, «Алтайспецпродукт» в связи с этим намерен запустить новую производственную линию.
Также вырос спрос на эмульгаторы, которые необходимы в нефтегазовой отрасли, раньше там использовали в основном продукцию западного производства.
Кроме того, эксперты рассказали, что большой потенциал импортозамещения у химических предприятий края, среди которых «Алтайский Химпром», «Бия-Синтез», «Барнаульский завод АТИ», «Барнаул РТИ», «Ренессанс Косметик», а также у предприятий машиностроения — «Алттранса», «Алтайгеомаша», «Зиас Машинери», «Спецавтоматики».
Текст: Елена Маслова, фото: Pixabay.