Найти в Дзене
Александр Асов и К°

Святой Георгий (он же и Ярила), а за ним... Водолей. (Сказание о гомункулусе св. Георгия).

А вы заметили... кого-то похожего на гнома, коего часто изображают позади святого Георгия? Или кто это? Гомункулус что ли? В руке, похоже... кувшинчик и... кубок?

Ну, не буду вас томить... По легенде, причём болгарской, это некий отрок, коего св. Георгий спас от плена у турок (кстати, свершил он это через столетия после своей "смерти").

Но в православном каноне не объясняется, отчего это отрок изображается с кувшинчиком и кубком. Может, тот юноша прислуживал за столом турецкого вельможи и разливал вино, когда его внезапно спас явившийся из загробного мира Георгий.. А может, и самому Георгию после бранных подвигов захотелось отхлебнуть из кубка... Да и вино, видать, было настолько хорошим, что и мусульмане на время отложили свои заповеди и вспомнили рубаи Омара Хайяма...

Ещё св. Георгии с отроком (вариант: отроковицей).
Ещё св. Георгии с отроком (вариант: отроковицей).

* * *

Но это так, просто шутка.... На деле, конечно, всё проще. Сия иконография унаследована православным каноном ещё от времён античных. Георгий тут заменил Громовержца Зевса, попирающего Тифона, изображался он и с виночерпием Ганимедом. Болгары же, конечно, помнили и битву Ярилы с драконом Суровой Ламией (в "Веде славян" так и смешивают бога Ярилу с Георгием), да и сосудец-амагиль с волшебными свойствами в сей легенде упоминается.

Так что я не думаю, что в этом смешении замешана только церковь, истолковывавшая всё по новому, для вытеснения старых культов. Похоже, сие смешение идёт ещё от самого исторического Георгия. Ведь так было принято делать всеми царями и претендентами на престол в ту эпоху. Все они тогда почитались богами-царями-спасителями, и зачастую брали имена богов...

Георгий он же у нас Юрий-Ягорий, и он отождествлялся с Ярилой сыном Велеса. У чехов он — Иржик. У осетин он — Устарджи, т.е. "сын (джи) бога Астара (нашего Астара-Велеса)", тот же Ярила, только по осетински.

Его противник — дракон смерти Мориан, он же царь Мириан. Правда, тот ещё себя именовал по-персидски Михраном (Митрою). И этот дракон сын персидского шаха Вахрама (иначе Вахагна-Веретрагны, имя — эпитет Индры Веретрагны, т.е. "попирающего дракона Вритру").

Индра сражается со Змеем Вритрою
Индра сражается со Змеем Вритрою

Так что на иконе св. Георгия на деле мы видим изображение "битвы богов". Славянское видение: это битва Ярилы и Ламии. И всё это символы звёздные...

* * *

Да-да, а за спиною Ярилы-Георгия — конечно, мы видим созвездие Водолея. Символически Ярила означает созвездие (и звёздную эпоху Овна), морской (озёрный) дракон — в таком случае, означает эпоху Рыб. Водолей же — это следующая звёздная эпоха.

В мире мифов всё связано. Что-то выходит из одного мифа и со временем превращается в другой. Иногда совсем не узнаваемый, иногда знакомый до боли. Мифы, сказания, легенды превращаются в друг друга, и мы не всегда догадываемся, как могут быть связаны совершенно казалось бы не связываемые вещи — Святой Георгий Победоносец и... зодиакальное созвездие Водолея.

И тем не менее в некоторых версиях истории они вполне могут быть связаны, потому как мифы возникают не на пустом месте, а на основе более ранних мифов, а те — ещё более ранних. И так далее. Но обо всём по порядку...

Вначале уже был задан вопрос: а кто это сидит за спиной у святого Георгия с кувшинчиком... На одних иконах вроде юноша, на иных — девушка...

А вопрос-то, между прочим, не так прост. И ответы на него могут быть разные. И впрямь, в сём образе можно увидеть и Водолея-Ганимеда, и более древний образ — Гебу. Об этом и расскажем.

Давайте вспомним мифы и проведём параллели. Итак, перед нами древняя богиня Геба...

1) Геба Ювента. 2) Омфалия и Геракл.
1) Геба Ювента. 2) Омфалия и Геракл.

Проигнорируем её древнегреческую полураздетость и обратим внимание на кувшинчик. И на чашку — традиционную и для образа гомункулуса святого Георгия... Кто же это такая Геба?

Геба — это богиня молодости и любви. В Риме ее звали Juventas, откуда, между прочим, происходит и русское слово "юность"... Это её имя. Или Ювента...

Была она дочерью самого Зевса и Геры — царственной пары Олимпа. И её главной задачей на Олимпе было разносить амброзию богам за столом. Она имела официальную должность при дворе Зевса — виночерпий... Судьба её резко изменилась после смерти и вознесения на Олимп другого любимого героя всех времён, убийцы древнегреческих драконов (таких как Гидра) по имени Геркулес (по латински Herarklus, — так что он "этимологический", и не только, родственник и нашего Ера-Яра-Юрия, то есть св. Георгия).

Во время жизни Геракл был с безумным количеством женщин. Имел просто толпы детей. Как-то за одну ночь он произвёл 300 наследников. Ну, что тут скажешь — герой.

А после вознесения на небеса ему полагалось вознаграждение за доблестную службу, и оным стала женитьба на Гебе, которая, если быть совсем уж дотошным, была его сестрой по отцу. Однако, кто там, в греческих мифах, не был родственником Зевса? Почти никто...

Так что герой почивал на лаврах и наслаждался — отныне и до конца мира ему наливала амброзию его прекрасная супруга... Он также имел от неё детей, да и ему пришлось ещё не раз вставать на защиту богов и после вознесения на небеса...

* * *

Но что может роднить эту историю с легендой о Георгии? А вот что. Прежде всего, место происхождения мифа. Да, это всё та же Малая Азия, всё та же современная Турция. Там именно и повстречался Геракл с некой Омфалией, которая, видимо, является земным прообразом Гебы — посмотрите на статую Омфалии, на то, как она наливает Геркулесу всё ту же амброзию-вино из такого же кувшина.

Удивительным совпадением этой истории со сказанием о Георгии Победоносце является то, что Омфалия была принцессой из Лидии... Из той самой Лидии, о которой упоминает и житие св. Георгия... Это только кажется, что Геракл жил всё время в Греции... Эта Греция тогда была на территории современной Турции.

Зевс-Орёл и Ганимед.
Зевс-Орёл и Ганимед.

Тут следует сказать, что прекрасную Гебу нередко путают с Ганимедом, тоже виночерпием (и Водолеем). И как это связано с Гебой и Георгием? Да так, — после того, как Геракл женился на Гебе, ёе функции были переданы Ганимеду и именно он стал после этого разливать амброзию богам, и тому же Зевсу.

Ну, а подмена женского божества мужским — это, можно сказать, первый осуществлённый на Олимпе трансгендерный переход... Там, у греков, есть и другие столь популярные ныне на толерастном Западе, интерпретации образа Ганимеда. Но их мы отметаем, хотя они и оставили свой след и в христианской иконографии.

Итак, согласно сей ассоциации, миф о святом Георгии пересекается и с мифом о Зевсе и Ганимеде... А "гомункулус" позади Георгия — это эхо мифа о Ганимеде-Водолее... Но изначально, как говорит самая древняя традиция, место там было занято богиней Юности Гебою-Ювентой (надо полагать, славянской Юницей).

В статье использованы разработки моего брата Андрея.

* * *

Подписывайтесь также на резервные каналы:

В Ютубе: www.youtube.com/...rng В Rutube тоже начал давать видео

Во Вконтакте https://vk.com/id197571089 Телеграме t.me/AsovAlex:

* * *

Заказать книги Александра Асова можно в Wildberries или в Ozon

Заказать книги Александра Асова можно в Читай-городе . Отдельно там же Велесову книгу и Веды Руси, а также "Сказания славян".