А вы заметили... кого-то похожего на гнома, коего часто изображают позади святого Георгия? Или кто это? Гомункулус что ли? В руке, похоже... кувшинчик и... кубок?
Ну, не буду вас томить... По легенде, причём болгарской, это некий отрок, коего св. Георгий спас от плена у турок (кстати, свершил он это через столетия после своей "смерти").
Но в православном каноне не объясняется, отчего это отрок изображается с кувшинчиком и кубком. Может, тот юноша прислуживал за столом турецкого вельможи и разливал вино, когда его внезапно спас явившийся из загробного мира Георгий.. А может, и самому Георгию после бранных подвигов захотелось отхлебнуть из кубка... Да и вино, видать, было настолько хорошим, что и мусульмане на время отложили свои заповеди и вспомнили рубаи Омара Хайяма...
* * *
Но это так, просто шутка.... На деле, конечно, всё проще. Сия иконография унаследована православным каноном ещё от времён античных. Георгий тут заменил Громовержца Зевса, попирающего Тифона, изображался он и с виночерпием Ганимедом. Болгары же, конечно, помнили и битву Ярилы с драконом Суровой Ламией (в "Веде славян" так и смешивают бога Ярилу с Георгием), да и сосудец-амагиль с волшебными свойствами в сей легенде упоминается.
Так что я не думаю, что в этом смешении замешана только церковь, истолковывавшая всё по новому, для вытеснения старых культов. Похоже, сие смешение идёт ещё от самого исторического Георгия. Ведь так было принято делать всеми царями и претендентами на престол в ту эпоху. Все они тогда почитались богами-царями-спасителями, и зачастую брали имена богов...
Георгий он же у нас Юрий-Ягорий, и он отождествлялся с Ярилой сыном Велеса. У чехов он — Иржик. У осетин он — Устарджи, т.е. "сын (джи) бога Астара (нашего Астара-Велеса)", тот же Ярила, только по осетински.
Его противник — дракон смерти Мориан, он же царь Мириан. Правда, тот ещё себя именовал по-персидски Михраном (Митрою). И этот дракон сын персидского шаха Вахрама (иначе Вахагна-Веретрагны, имя — эпитет Индры Веретрагны, т.е. "попирающего дракона Вритру").
Так что на иконе св. Георгия на деле мы видим изображение "битвы богов". Славянское видение: это битва Ярилы и Ламии. И всё это символы звёздные...
* * *
Да-да, а за спиною Ярилы-Георгия — конечно, мы видим созвездие Водолея. Символически Ярила означает созвездие (и звёздную эпоху Овна), морской (озёрный) дракон — в таком случае, означает эпоху Рыб. Водолей же — это следующая звёздная эпоха.
В мире мифов всё связано. Что-то выходит из одного мифа и со временем превращается в другой. Иногда совсем не узнаваемый, иногда знакомый до боли. Мифы, сказания, легенды превращаются в друг друга, и мы не всегда догадываемся, как могут быть связаны совершенно казалось бы не связываемые вещи — Святой Георгий Победоносец и... зодиакальное созвездие Водолея.
И тем не менее в некоторых версиях истории они вполне могут быть связаны, потому как мифы возникают не на пустом месте, а на основе более ранних мифов, а те — ещё более ранних. И так далее. Но обо всём по порядку...
Вначале уже был задан вопрос: а кто это сидит за спиной у святого Георгия с кувшинчиком... На одних иконах вроде юноша, на иных — девушка...
А вопрос-то, между прочим, не так прост. И ответы на него могут быть разные. И впрямь, в сём образе можно увидеть и Водолея-Ганимеда, и более древний образ — Гебу. Об этом и расскажем.
Давайте вспомним мифы и проведём параллели. Итак, перед нами древняя богиня Геба...
Проигнорируем её древнегреческую полураздетость и обратим внимание на кувшинчик. И на чашку — традиционную и для образа гомункулуса святого Георгия... Кто же это такая Геба?
Геба — это богиня молодости и любви. В Риме ее звали Juventas, откуда, между прочим, происходит и русское слово "юность"... Это её имя. Или Ювента...
Была она дочерью самого Зевса и Геры — царственной пары Олимпа. И её главной задачей на Олимпе было разносить амброзию богам за столом. Она имела официальную должность при дворе Зевса — виночерпий... Судьба её резко изменилась после смерти и вознесения на Олимп другого любимого героя всех времён, убийцы древнегреческих драконов (таких как Гидра) по имени Геркулес (по латински Herarklus, — так что он "этимологический", и не только, родственник и нашего Ера-Яра-Юрия, то есть св. Георгия).
Во время жизни Геракл был с безумным количеством женщин. Имел просто толпы детей. Как-то за одну ночь он произвёл 300 наследников. Ну, что тут скажешь — герой.
А после вознесения на небеса ему полагалось вознаграждение за доблестную службу, и оным стала женитьба на Гебе, которая, если быть совсем уж дотошным, была его сестрой по отцу. Однако, кто там, в греческих мифах, не был родственником Зевса? Почти никто...
Так что герой почивал на лаврах и наслаждался — отныне и до конца мира ему наливала амброзию его прекрасная супруга... Он также имел от неё детей, да и ему пришлось ещё не раз вставать на защиту богов и после вознесения на небеса...
* * *
Но что может роднить эту историю с легендой о Георгии? А вот что. Прежде всего, место происхождения мифа. Да, это всё та же Малая Азия, всё та же современная Турция. Там именно и повстречался Геракл с некой Омфалией, которая, видимо, является земным прообразом Гебы — посмотрите на статую Омфалии, на то, как она наливает Геркулесу всё ту же амброзию-вино из такого же кувшина.
Удивительным совпадением этой истории со сказанием о Георгии Победоносце является то, что Омфалия была принцессой из Лидии... Из той самой Лидии, о которой упоминает и житие св. Георгия... Это только кажется, что Геракл жил всё время в Греции... Эта Греция тогда была на территории современной Турции.
Тут следует сказать, что прекрасную Гебу нередко путают с Ганимедом, тоже виночерпием (и Водолеем). И как это связано с Гебой и Георгием? Да так, — после того, как Геракл женился на Гебе, ёе функции были переданы Ганимеду и именно он стал после этого разливать амброзию богам, и тому же Зевсу.
Ну, а подмена женского божества мужским — это, можно сказать, первый осуществлённый на Олимпе трансгендерный переход... Там, у греков, есть и другие столь популярные ныне на толерастном Западе, интерпретации образа Ганимеда. Но их мы отметаем, хотя они и оставили свой след и в христианской иконографии.
Итак, согласно сей ассоциации, миф о святом Георгии пересекается и с мифом о Зевсе и Ганимеде... А "гомункулус" позади Георгия — это эхо мифа о Ганимеде-Водолее... Но изначально, как говорит самая древняя традиция, место там было занято богиней Юности Гебою-Ювентой (надо полагать, славянской Юницей).
В статье использованы разработки моего брата Андрея.
* * *
Подписывайтесь также на резервные каналы:
В Ютубе: www.youtube.com/...rng В Rutube тоже начал давать видео
Во Вконтакте https://vk.com/id197571089 Телеграме t.me/AsovAlex:
* * *
Заказать книги Александра Асова можно в Wildberries или в Ozon
Заказать книги Александра Асова можно в Читай-городе . Отдельно там же Велесову книгу и Веды Руси, а также "Сказания славян".