Раньше это называли хулиганством:
- Ты зачем на парте ручкой рисовал?
- Просто так...
- Ты же знал, что за это ругать будут!
- Знал...
- А портил парту?
- Не знаю...
Знакомый диалог?
Даже в юридической практике есть формулировка "из хулиганских побуждений". Это когда никакой выгоды от совершения правонарушения сам нарушитель не получает и не рассчитывает получить.
И у любого "нормального" человека встает вопрос: ЗАЧЕМ?
Сегодня я готова дать ответ на этот практически гамлетовский вопрос. И предложить, что с этим делать... С этими самыми ХУЛИГАНСКИМИ ПОБУЖДЕНИЯМИ.
Зачем наливать воду в тюбик с зубной пастой?
Это одна из наших любимых "фишечек". Мой Тима просто не может удержаться... Ни объяснения, ни наказания не помогают. Просто "классика жанра" бессмысленных поступков.
Еще понятно, когда это было в первый раз. Ну интересно же - паста пенится. Да и задача нетривиальная - умудриться налить в ма-а-аленькую дырочку и закрутить. Ну, смог, налил, отругали. А еще раз - зачем?
Ответ один: "Не знаю..."
И ведь такие вещи происходят постоянно, день за днем.
Думаете, от хорошей жизни родители детей за гаджеты усаживают? Да просто, пока он сидит за ноутбуком своим - остальной мир в безопасности.
Я, уходя на работу, надеюсь только на одно: будет играть с друзьями в Роблокс. Иначе - ТУШИТЕ СВЕТ...
Да, вредно. Да, перевозбуждается, потом не может успокоиться. Но зато руки-ноги целы. И дом цел. Ну почти.
Потому что иногда все-таки отрывается от экрана. Может, друзья не "пришли" или игра не задалась...
И вот тогда начинаются чудеса.
Испек маме пирог в микроволновке (газ зажигать категорически запрещено). Поставил на стол остывать. Кошки свалили. Минус пирог, минус тарелка... Хорошо, что не минус кошки.
Кидал мячик. Промазал. Попал по картине. Картина упала, стекло разбилось. Наступил на осколок. Мазал йодом. Слава богу, только ковер в стекляшках и в йоде, а сам почти цел.
Но это-то все понятно хотя бы, зачем. Была цель. А вот зачем прыгать и ляпать жирными руками по стене, оставляя отпечатки ладони?
Зачем мазать мыльной пеной зеркало в ванной - раз за разом?
Зачем вместо тетради изрисовывать ручкой руки и не только (при том, что не раз за это бывал наказан)?
Кажется, я поняла...
Откуда берутся хулиганские побуждения?
Что происходит с ребенком, понять сложно. Особенно "изнутри". Даже специалисту нередко нужен взгляд другого специалиста, когда речь идет о члене семьи.
Делала ли я попытки разобраться? Да, раньше к неврологу водила. Консультировалась регулярно. Ничего, кроме легких успокоительных, не посоветовали.
В прошлом году школа предложила на ПМПК сходить. А я что, я - только ЗА! Может, специалисты помогут.
Ага, наивная чукотская девушка! У специалистов одна задача - за 10 минут "нарисовать" диагноз. Им не до глупостей. ОВЗ, программа 7.1. Это и так понятно, туда как раз СДВГ входит. За неимением учебных заведений, работающих по такой программе, может учиться по общей. Спасибо за внимание.
А мне-то что делать? Мне ведь выживать приходится, если что. С ежедневным риском. И еще учить это маленькое (пока) чудовище.
Если что, согласно семантике, чудовище - это такое большое чудо, просто огромное.
И тут меня осенило!
Я же практически перестала за последние годы с ребенком общаться. Просто так, не "по делу".
- Я с ним занимаюсь.
- Я его контролирую.
- Вывожу гулять.
- Заставляю что-то делать "по хозяйству".
А ему нужно, чтобы не "по делу", чтобы мама просто внимание обратила: в "щипучек" поиграла, как с маленьким. Поболтала о всяких глупостях. Побесилась...
Все эти "хулиганские побуждения" в конечном итоге сводятся, наверно, к одному: ОБРАТИТЕ НА МЕНЯ ВНИМАНИЕ!
Я хочу убедиться, что я есть, что я важен!
Обратите на меня внимание, хоть РУГАЙТЕ, только МЕНЯ!
Сначала так привлекается внимание мамы, потом - других значимых взрослых. А потом - хоть чье-то.
Понимаете? Человек уже не надеется, что он сам по себе хоть кому-то, хоть чем-то может быть интересен. Отсюда и "хулиганские побуждения".
Программа действий: ты есть, с тобой интересно
Не думаю, что будет просто. Потому что за последние годы сформировался стереотип поведения. И у меня, и у ребенка.
План такой:
- Выделяю ежедневно время. Не для "занятий", не для "учебы". 20 минут.
- Довожу до ребенка, что в это время я полностью в его распоряжении. Это - наше с ним время. Он может сам выбирать: можем поваляться, можем поиграть, даже в догонялки.
Думаю, что это будет днем, когда мы дома одни. Кроме тех дней, когда я на работе. Пусть это будет нашим секретом.
Если же я весь день работала, посвящу "чудовищу" время вечером, перед сном.
Как вам план?