Будет злой гололёд. Еще одна экранизация культовой книги Ремарка.
(Im Westen nichts Neues, 2022, Германия)
Как-то всё это странно.
Отлично помню, что предыдущую экранизацию "На западном фронте..." (1979) Делберта Манна я смотрел в РДК в середине 80-х. Картина эта мне, советскому пионеру, запомнилась тремя вещами. Во-первых, своей кроваво-грязно-фаталистичной мрачностью, столь нехарактерной привычным для школьников, военным фильмам СССР (как мы вообще попали на тот сеанс, что был явно "детям до 16", нынче и не скажу). Во-вторых, тем, что там играл хорошо знакомый нам по "Конвою" Эрнест Боргнайн. И, в-третьих, именно у Д. Манна я впервые узнал, что жаргонное название французов в мире - "лягушатники".
Тем не менее сегодня, когда я решил освежить в памяти тот стародавний поход в кинотеатр, то с удивлением выяснил, что данная лента во всех справочниках фигурирует, как телевизионная. То есть, по идее, попасть в кинопрокат она не могла, а в советский - с еще меньшими шансами.
Ну и дела!
Или, возможно, мы смотрели в детстве другую экранизацию Эриха Марии Ремарка?
Но в том-то и дело, что "На западном фронте...", считая новый, переносили с бумаги на кинопленку всего трижды. И до нас добралась в 80-е точно не черно-белая постановка Майлстоуна 1930 года, а цветная и гораздо более современная. А поскольку никаких других цветных "Западных фронтов", да еще с Боргнайном, кроме фильма Д. Манна тогда в природе не существовало, что же выходит? Хм...
Ну да ладно.
Тоже, кстати, знаковое событие: третье воплощение на экране некогда сжигаемого на гитлеровских кострах, романа Ремарка наконец-то свершилось у него на родине, а не в Америке, как два предыдущих. Осуществил же сей недюжинный и дорогостоящий труд (бюджет картины не озвучен, но он явно солидный) режиссер/сценарист Эдвард Бергер, работавший доселе в сериальной индустрии. И провернул он всё, бесспорно, мастерски - рейтинги у германской картины достойные даже в сегодняшней России (7,9 на Кинопоиске), что с учетом сверхактуальности военной темы вполне тянет на овацию.
А уж про актуальность самого фильма (и, разумеется, книги) в текущих реалиях и говорить нечего, даром что описанные в нём события будоражили Европу более сотни лет назад. Разве что перепев Ремарка у Эдварда получился весьма своевольным, но это уж как теперь водится - "дословные" экранизации, а тем паче классиков, в современном кино уже давно никто не практикует.
Как бы то ни было, последний факт ничуть не умаляет мрачной красоты, психологической силы и трагической глубины бергерова "На Западном фронте...". В котором есть немало общего с недавним "1917" Сэма Мендеса - особенно в плане душераздирающей скоропостижной нелепости "окопных" смертей. Но всё-таки Сэм, как ни крути, снимал военные приключения в духе "Спасти рядового Райана", только в антураже Первой Мировой, а Эдвард, следуя духу первоисточника, создает наполненную безнадегой трагедию. И не одного-двух-трех персонажей, а, считай, целого поколения тогдашней молодежи. Что опять-таки соответствует идее Ремарка, пусть даже Бергер без зазрения совести отчекрыжил от сюжета романа большие куски.
Сам я читал первоисточник, признаться, давно, и многое с тех пор позабыл. Поэтому главное для себя несоответствие, которое обнаружил: Бергер выкинул за борт сюжета побывку главгероя, германского солдата Пауля (Феликс Каммерер) в тылу, на родине - довольно значительная часть книги. А также службу Пауля охранником. Иными словами, в "Западном фронте" версии №3 были оставлены лишь фронтовые злоключения героя и его друзей, ради чего сюжет прыгает однажды аж на полтора года вперед - из весны 1917 в осень 1918. Срок, за который Боймер умудряется не только выжить, но и превратиться из необстрелянного романтичного салаги в матерого солдата, пусть и не лишенного простых человеческих чувств.
Во всём же остальном Эдвард Бергер - отличный посредник между Ремарком и всеми современными милитаристами-романтиками с их фанфарно-пафосными реваншистскими мечтами. И Бергер тоже справляется с задачей по показу всей бессмысленности любой захватнической войны. Особенно когда она переходит в фазу тотального взаимоистребления во имя...
Во имя "потому что".
Вот почему рванувший добровольцем на фронт, наивно-лупоглазый Пауль и Пауль, идущий в свою последнюю штыковую атаку - по сути две абсолютно разных личности, между которыми уже разверзлась непреодолимая пропасть. Жаль только, судьба у обоих личностей складывается одинаково плачевно. Ведь никуда, кроме этой пропасти, им уже не деться, а пойти наперекор судьбе (взбунтоваться, или дезертировать) у Пауля явно не осталось ни моральных, ни физических сил.
***
В общем, мощная, свирепая, натуралистичная и крайне злободневная историческая драма. Которую, однако, рекомендовать вышеназванным романтикам-милитаристам совершенно бесполезно. Ибо даже самый кровавый опыт их отцов и дедов им как об стенку горох, что, собственно, наглядно доказывает вся история мировых войн.
Впрочем, кое-кто от мира искусства, например, Эдвард Бергер, не оставляет надежды достучаться своим творчеством даже до этой твердолобой публики. За что, конечно, честь ему и хвала. Даже если он в своей картине и порол местами отсебятину, литературную классику он всё равно не посрамил и дух первоисточника до зрителя донес.
Трейлер фильма (возрастной рейтинг 17+):