Дача—это вам не загородный дом или коттедж. В большинстве случаев магистрального газа там нет, а если и будет, то, скорее всего, ой как не скоро. Электроэнергии на домик выделяют столько, что хорошо, если хватит на лампочки, холодильник и электроплитку с чайником. Ну и чем прикажете такую дачу отапливать?
Понятно, что при невозможности использовать электричество или газ в доме придётся устанавливать печь, работающую на твёрдом топливе. Поэтому в нашей серии статей, мы постараемся рассмотреть все существующие на сегодняшнем рынке типы дровяных печей, уделив особое внимание печам металлическим – «буржуйкам». Их сегодняшний рынок предлагает привеликое множество, и потому в одну статью весь задуманный нами обзорный материал просто не поместится. И, значит, будет серия статей. Ну, а читатель, дочитав эту серию до конца, сам сможет выбрать именно тот тип дровяной печи, который наилучшим образом соответствует конкретным условиям, в которых находится именно его дача. Итак, начнём, как говорится,… от печки.
1. Печи кирпичные
Если вы задумались над вопросом обогрева дачи ещё до начала возведения её стен, подобрали примерный вариант (рисунок, эскиз, чертеж, проект) и заложили под установку печи фундамент соответствующих размеров, мощности и заглубления (если что-то из этих трех «характеристик» не будет соблюдено, то, как минимум, вероятно появление трещин на самой печи или её трубе, а как максимум… Лучше даже не думать), то не ломайте голову и продолжайте планомерно осуществлять задуманное.
Выбранный вами вариант отопления, безусловно, заслуживает внимания. Главный плюс кирпичной печи — в большой массивности, а значит, и большой теплоёмкости — долго держит тепло. Но именно это главное достоинство определяет и недостатки, которых несколько больше. Во-первых, печь долго прогревается — прежде чем вы почувствуете тепло, пройдёт немало времени. Во-вторых, чтобы она отапливала не только то помещение, в котором установлена, располагать её придётся примерно по центру дачи, следовательно, планировка дома должна быть соответствующей (перемещаться по дому вы будете, что называется, «вокруг печки»). И, в-третьих, понадобится специалист («мастер на все руки» для этого случая не подойдёт), и заплатите Вы этому специалисту весьма прилично — работа-то ручная.
Но в какую бы сумму не вылилось создание тапкой печи, Вы с большой вероятностью получите именно такую печь, которую задумывали и по тепловой мощности, и по функционалу, и по дизайну.
Думаем, что сторонникам использования кирпичных печей будет интересно заглянуть в историю их появления и развития в нашей стране. И мы предлагаем это сделать, прочитав очень содержательную статью, написанную Резниченко Татьяной Юрьевной (Томский государственный архитектурно-строительный университет). Поскольку статье эта относительно короткая, мы позволим себе привести её почти целиком.
Пекарно-отопительные печи России конца XV - XVII веков
"Практически половину от всей территории России занимают районы с суровыми климатическими условиями, в которых на протяжении тысячелетий неотъемлемой частью любого жилища являлась печь [1]. Она играла главную роль в формировании внутреннего пространства вплоть до начала XIX века. Это нашло отражение в названии отапливаемых построек. Ещё в Киевской Руси жилище с очагом для зимнего проживания, в отличие от холодной клети [2], именовалась «истбою» или «истопкою» (от глаголов «топить», «истопить»), от которых образовалось слово «изба». В конце XV – начале XVI века в восточной части Московского государства появились печи, топливник которых служил одновременно и пекарной камерой [3], и отопительным устройством. Такие пекарно-отопительные печи сначала появились в городах, а затем попали в сельскую местность, где закрепились благодаря своей универсальности. Однако они имели невысокий КПД [4], так как были бесканальными, и потребляли много дров, что делало их неэкономичными [6]. Такие печи оборудовали лежанкой, деревянными приставными скамейками или полатями [5] над или рядом с печью [7, с. 41-47]. Посетивший Москву в 1630-е годы немецкий учёный и путешественник Адам Олеарий отмечал: «Спят на лавках, а зимою, подобно не немцам в Лифляндии, на печах, которые по устройству как пекарные, но с плоским верхом. Тут лежат все вместе, мужчины, женщины и дети, слуги и служанки» [8]. Первые пекарно-отопительные печи были глинобитными, располагались на опечье [7] и не имели системы дымоудаления [4, 12, с. 10]. Российский этнограф и археолог Терещенко А.В., описывая быт русского народа, говорил: «В XV в. дома дворян и горожан были по большей части небольшие и крытые соломою; в них ставили хлебные печи, где варили и пекли, отчего покои наполнялись дымом» [15, с. 119-120]. Русский историк и публицист Костомаров Н.И. пишет: «У простолюдиновъ избы были черныя, то есть курныя, безъ трубъ; дымъ выходилъ въ маленькое волоковое окно» [7, с. 41-47]. Печи, топившиеся по-чёрному, называли «курными», а дома, где они стояли, «курными избами». Обычно их топили раз в день - утром, поскольку из-за дыма чаще было нельзя, хотя к ночи они остывали настолько, что согреться человек мог, только находясь рядом. В курных печах дым из «горнила [8]» выходил через «устье» (шуровочное отверстие [9]) прямо в отапливаемое помещение. Устье всегда смотрело на дверь, чтобы дым нашёл кратчайшую дорогу из дома наружу. Наполненные дымом помещения редко проветривались, поскольку из них не хотели выпускать тепло. Данное отопление было небезопасным: пламя при интенсивном горении вырывалось из печи, и газы устремлялись вверх к горючим конструкциям [6]. Секретарь и участник ганзейского посольства к царю Борису Годунову в 1603 г. Иоганн Брамбах писал: «в избах совершенно темно, так как есть всего два-три отверстия, которые, служа для выхода дыма, заменяют и окна» [2, с. 21]. С XV века для удаления дыма в стенах изб начинают прорезать специальные окна – волоковые. Они представляли собой отверстия в стене диаметр бревна, которая закрывалась заволокой [13, с. 19-22].
Со временем топку по-черному сменила топка по-серому – дым выпускали через потолочные щели на чердак, откуда он рассеивался во все стороны через слуховые окна и щели в кровле [13, с. 19-22]. Это приспособление имело множество названий: дымоволок, дымник, дымница [6].
Сначала он был деревянным и торчал из крыши, затем его сменила труба из теса, начинающаяся непосредственно от потолочной дыры [13, с. 19-22]. В безлесных районах дымоходы плели из ивовых прутьев, а затем обмазывали с внешней и внутренней стороны глиняным раствором. Хотя дымники, так же как и обычные печные трубы, возвышались над кровлей, печь все так же продолжала топиться по-черному [16 с. 59-64]. Тяга улучшилась, но возрос риск пожара, поэтому со временем деревянные трубы заменили кирпичные. Ко времени Ивана Грозного относится начало строгих мер для избежания частых пожаров в городах. В 1571 году по всему Новгороду запрещено было летом избы топить; новгородцы делали печи в огородах и по дворам и там пекли хлебы и калачи [14]. В 1616 году предпринятые меры распространись повсеместно: «в летние дни изб и мылен никто не топили, и с огнем поздно не сидели, а для хлебнаго печенья и где есть варить, велеть поделати печи на огородех или на полых местех в земле, чтоб было не близко хором, и от ветру печи были б огорожены» [1, 15]. Чтобы понизить скорость и, соответственно, температуру дымовых газов над шуровочным отверстием стали сооружать для них препятствие. Оно же служило для потолка своеобразным искрозащитным экраном, а потому было названо «искреником». Как правило, их делали в виде выступов прямоугольной или радиусной формы из металла или из глины [6]. Вот как их описывают в Домострое [10]: «у всякой бы печи над челом был искреник (прим. навес от искр) глинян или железен, и хоти и низок потолок, ино не страх огня» [5, с. 129,130]. Искреник не мог обеспечить достаточную пожарную безопасность. Более надёжным средством было «хайло» [11] – дымосборник над шуровочным отверстием. Такая пекарная печь – один из вариантов печей древнеримского образца, получивший широкое распространение в средневековой Европе. Римская технология без полноценной системы дымоудаления была небезопасной в русских деревянных избах с соломенной кровлей. Дым, покидавший топочную камеру, на входе в дымосборник смешивался с комнатным воздухом и сильно охлаждался, отчего в дымосборнике быстро скапливалась сажа [12]. Если она возгоралась, пламя и раскалённые газы летели из печи прямо на многочисленные горючие предметы, окружавшие печь [6]. Архидьякон Павел Алеппский, посетивший Москву в первой половине XVII века, пишет: «В это лето они запечатали … печи, кои открывают только по четвергам, чтобы жители могли испечь в них хлебы. Всякого, у кого заметят дым, выходящий из дома, тащат, бьют, заключают в тюрьму и берут с него большой штраф. Вся эта строгость существует ради (предупреждения) пожаров, и эта мера весьма стеснительна. Когда варят кушанье на открытом дворе, то боятся, чтобы ветер не разнес огонь, и не загорелись окружающие дома, ибо все дома в этой стране, как мы сказали, деревянные» [11, с. 10]. Петр I [13] первым документально зафиксировал наставления о строительстве печей, их содержании, обязательном строительстве печных труб, которые становятся не роскошью, а необходимостью:
- «также печи чтобъ клали на землѣ, а не на мостахъ, и углы, гдѣ печи, вырубали вонъ, дабы огонъ не могъ изъ печи или трубы до стѣны дойтить; ибо отъ сего паче всѣхъ убытки людямъ отъ пожаровъ бываютъ» [14].
- «1. Чтобъ печи дѣлали съ фундаменту, а не на полахъ.
- 2. Чтобы уголъ, гдѣ печь, былъ вырубленъ, и фута по два кирпичемъ отъ конца отрубленыхъ стѣнъ до печи сдѣланы были.
- 3. Чтобъ трубы были такъ широки, чтобъ человѣку пролѣзть было можно...» [15]….
- «8. По всякую четверть года, у жителей осматривать печи, комели, въ поварняхъ очаги, бани и прочее, гдѣ огонь водится, и предстерегать, дабы недосмотрѣнiемъ хозяйскимъ какова бѣдства отъ пожару не учинилось» [16].
- «По прежнему Его Великаго Государя указу всякихъ чиновъ людямъ избы и бани топить по однажды въ недѣлѣ, а именно: въ Субботу и печи перепечатать опредѣленнымъ офицерамъ велѣно смотрѣть накрѣпко, чтобъ не въ указанные дни не топили» [17].
- «…надлежитъ имѣть одного мастера съ подмастерьемъ … И тѣ трубы чистить самимъ ли обывателямъ, или на то опредѣлить изъ рекрутъ или изъ гулящихъ людей 30 человѣкъ» [18].
Русская печь XVII века проста по устройству, но очень функциональна – позволяет готовить пищу в течение длительного времени, выпекать хлеб, сушить грибы и ягоды, вялить и коптить продукты, распаривать древесину и пр. Тем не менее, как отопительный прибор она имеет существенный недостаток – печь прогревается только выше пода. Нижняя часть печи – т.е. опечье [19] служит для хранения хозяйственного инвентаря. В итоге низ помещения, пол плохо прогреваются, стены внизу отсыревают. Франц Фон Канкрин [20], Н.А. Львов [21], И.И. Свиязев [22] и другие фурнологи работали над устранением недостатков и модернизацией печей. Со временем она приобрела новые элементы для комфортного использования, такие как шесток [23], печурки [24], выступ на кожухе для хранения спичек, отдельная топка (подтопок) и др.
Изобретение и усовершенствование русской печи сыграло важную роль в создании комфортных условий проживания, культуры обитания и экономики эксплуатации зданий. Печь благодаря своей простоте, эффективности и универсальности была сердцем повседневной жизни семьи."
Полный текст статьи "Пекарно-отопительные печи России конца XV - XVII веков" с пояснениями, ссылками и списком литературы можно прочитать ЗДЕСЬ.
2. Печи из "мыльного" камня
Существует и несколько иное решение проблемы отопления дачи, чем кирпичная печь - можно приобретите готовую каменную печь. Такие изделия уже достаточно давно поступают к нам из Финляндии и поэтому довольно хорошо известны российскому потребителю. Сначала такие печи предлагала только одна фирма — TULIKIVI, потом у неё появился финский же конкурент — компания NUNNAUUNI. Выпускаемые ими каменные печи — это не только красивая внешняя оболочка. Это экономичные и эффективные устройства, в основу работы которого положены принципы противотока, дожигания дымовых газов и максимальной теплоотдачи. Сложенные из талькомагнезитного сланца, печи довольно быстро аккумулируют тепло и потом долго отдают его в окружающее пространство.
Но монополия финских каменных печей на нашем рынке продлилась не долго – сначала у финнов появился один российский конкурент, потом два, а затем их количество стало расти буквально как снежный ком.
В результате выбор моделей каменных печей на сегодняшнем российском рынке просто огромен: от стальных и чугунных отопительных печей-буржуек, помещенных в «корпус» из камня (нет, не облицованных камнем, а именно помещенных в каменный корпус!), до точных копий финских печей, а так же их улучшенных (естественно, по словам производителя) вариантов.
И ещё один нюанс. Все отечественные производители заявляют, что свои печи они делают не из талькомагнезита, а из талькохлорита. В чем же разница? А, честно говоря, ни в чем — разделение на талькохлорит и талькомагнезит существует только в России. И только на российских сайтах можно найти весьма противоречивую информацию о свойствах этих двух материалов и о том, какой из них лучше: одни пишут, что печи из талькомагнезита лучше печей из талькохлорита, другие пишут, что обстоит как раз наоборот. А вот в Европе таких разборок уже давно нет. Нет по той простой причине, что существенной разницы между двумя материалами, а, значит, и между изготовленными из них печами нет. Мудрые (по крайней мере, в этом вопросе) европейские производители называют и тот и другой материал одним словом – «soapstone», что означает — «мыльный камень», и никакими разборками не «заморачиваются».
Если отбросить комбинированные модели (металлическая печь в корпусе из камня), то у чисто каменных печей есть одна беда - большинство из них очень большие и тяжёлые, и поэтому дачник в их сторону обычно даже не смотрит. А зря, потому что и среди тяжелых печей можно иногда найти вполне приемлемый вариант. Причем весьма оригинальный.
Например, как среди изделий TULIKIVI (TLU 2000/94), так и NUNNAUUNI (печи Gourmet) есть дровяная печь с духовкой. Топиться такая печь может из комнаты (что порадует хозяина, который любит наслаждаться атмосферой живого огня), тогда как духовка будет смотреть в сторону кухни (что удобно для хозяйки). Габариты печи: высота - 1650 мм, ширина – 930 мм, глубина – 690 мм. Вес печи, конечно, большой - 1870 кг, но если заранее сделать соответствующий фундамент, то почему бы и не приобрести такое украшение интерьера. Цена у печи, правда, совсем не маленькая, но в эту цену уже заложена стоимость доставки и сборки (печь перевозится в виде набора заранее обработанных «камней»), так что искать специалиста по сборке и установке на стороне уже не придётся.
Ну, а кому-то может быть приглянется печь–плита с двумя конфорками и духовкой от TULIKIVI, которая позволяет успешно решить проблему не только приготовления пищи, но и обогрева небольшого дачного дома
Продолжение следует
___________________________________
Номер этой статьи в рубрикаторе журнала WOODFOCUS - 14.02.01.
(в рубрикаторе собраны статьи, опубликованные журналом на трёх интернет-платформах: ЯRUS, ЯНДЕКС-ДЗЕН, PABLIKO).
______________________________________
Целиком данную статью можно прочитать на сайте "Строим частный дом" перейдя по ССЫЛКЕ