Найти тему
Чёрно-белое кино

Советский артхаус 1935 года

"Счастье" (1935) Александра Медведкина - один из последних немых фильмов, снятых в СССР и... второй по счету цветной. Конечно, не весь. Всего одну цветную сцену снял для него оператор экспериментальной лаборатории "Межрабпомфильма" Федор Проворов. Само собой, кадры не сохранились

Афиша фильма
Афиша фильма

Как было в прежни годы...

Медведкин - один из самых незаурядных и самобытных режиссеров не только советского, но и мирового кинематографа. Будучи близким по духу своим коллегам - представителям советского киноавангарда 20-х вроде Козинцева и Трауберга, он единственный из наших режиссеров-новаторов искал вдохновение в русском дореволюционном кино.
"Счастье", как сказали бы сегодня, - это черная комедия и практически артхаус. Хотя, создатель ленты вряд ли вкладывал в нее такой смысл. Подобно Александру Довженко с его "Землёй", Медведкин пытался снять агитку. В данном случае о том, как плохо жилось крестьянину при царском "прижиме" и как хорошо ему теперь (в 1935-м), в колхозе. А в итоге получилась лубочночная, гротескная и очень самобытно-русская картина, влияние которой очень заметно в творчестве более поздних мастеров, например, Сергея Овчарова: "Небывальщина, (1984) и других.

Хмырь на коне в яблоках
Хмырь на коне в яблоках

Повесть о горе-злочастии

В основе сюжета мотивы поэмы Некрасова "Кому на Руси жить хорошо", "Страны Муравии" Твардовского и, возможно, "Повести о горе-злочастии" XVII в. В центре киноповествования крестьянин Хмырь и его жена Анна, олицетворяющие все русское крестьянство до и после революции. В отличие от зажиточного соседа Фоки, бесконтактно поедающего вареники, будто гоголевский Патсюк, Хмырю постоянно не везёт: "не идёт к нему добро" и все тут. Настолько, что даже воры, которые собираются поживиться на его дворе, вместо этого дарят ему немного денег.
Даже когда счастье Хмырю всё-таки улыбается, это оборачивается лишь новыми бедами.

"Патсюк" Фока
"Патсюк" Фока

"Чучела" и ленивый водовоз

Так, кошелек с "бешеными деньжищами", который, едучи с ярмарки, теряет хмельной ухарь-купец, не приносит Хмырю и Анне счастья. На найденные деньги крестьянин покупает коня в яблоках, но тот настолько прожорлив, что норовит съесть даже соломенную крышу хмыревой избенки. Да и землю на таком коне не очень-то попашешь - особенно, надел Хмыря, состоящий из одного только крутого каменистого холма. Конь то и дело падает и отказывается вставать, так что Хмырю приходится запрячь в плуг жену Анну. А когда они с женой всё-таки собирают урожай, долго торжествовать им тоже не приходится. На хмыревы мешки с зерном со всех сторон слетаются попы, приказчики, подъячие, городовые и пр., словом, "чучела", как называет их Медведкин.

После этого Хмырю остаётся только лечь и nомеρеть. Но и этого "чучела" ему позволить не могут: должен же кто-то их кормить. К его одру сбегаются попы, солдаты, городовые, полицмейстер. Является даже сам губернатор и отдает приказ: "избить до полуcмеρтu, но чтобы жил".
После этого Хмырь окончательно теряет веру в счастье. После революции его жена быстро приспосабливается к новой жизни и становится ударницей труда, а он сам - ленивым водовозом. В финале Хмырю удается совершить подвиг: вывести на чистую воду жуликов и "вредителей" во главе с бывшим соседом Фокой, которые чуть не украли колхозное зерно. После того как враги побеждены, Хмырь с женой едут в город. Там он наконец-то меняет свои разбитые лапти и лохмотья на элегантный городской костюм. Вот оно счастье, как пели герои известного мультфильма.

Счастливая колхозница Анна
Счастливая колхозница Анна

Одинаковые солдаты и конь в яблоках

Все в картине утрировано, лубочно. Крохотный "сторожевой пёс" Хмыря сидит на непропорционально огромной цепи, а у прожорливого коня нарисованные яблоки. Когда Хмырю поручают охрану колхозного хлеба, ему дают огромное ружье, почти с него самого ростом, а на поясе его крестьянских порток блестит огромная солдатская пряжка.
Все персонажи, олицетворяющие "старый режим", подчёркнуто гротескны и карикатурны: кулак Фока с его черным лицом похож не-то на Отелло, не-то на Мефистофеля, у попа огромный нос картошкой, у попадьи крючком, а монахини с ящиками для пожертвований это вообще нечто. Они одеты в прозрачные рясы сквозь которые хорошо видны голые груди. Конечно, до "Земли" Довженко тут далеко, но и это для 1935-го то года весьма и весьма смело. Очень яркой и запоминающейся выглядит сцена с царскими солдатами. Они все как один в одинаковых масках с выпученными глазами и ртами, раскрытыми в крике "ура!"

К показанному в "Счастье" колхозному изобилию можно, конечно, относиться по-разному, но с чисто художественной точки зрения фильм великолепен и сильно опередил свое время. К тому же, хотя сейчас медведкинское "Счастье" трудно воспринимать иначе, чем черную комедию, в картине очень много по-настоящему смешных моментов.

немоекино #немое #искусствокино #кино #старыефильмы #интересныефильмы #артхаус