"Счастье" (1935) Александра Медведкина - один из последних немых фильмов, снятых в СССР и... второй по счету цветной. Конечно, не весь. Всего одну цветную сцену снял для него оператор экспериментальной лаборатории "Межрабпомфильма" Федор Проворов. Само собой, кадры не сохранились
Как было в прежни годы...
Медведкин - один из самых незаурядных и самобытных режиссеров не только советского, но и мирового кинематографа. Будучи близким по духу своим коллегам - представителям советского киноавангарда 20-х вроде Козинцева и Трауберга, он единственный из наших режиссеров-новаторов искал вдохновение в русском дореволюционном кино.
"Счастье", как сказали бы сегодня, - это черная комедия и практически артхаус. Хотя, создатель ленты вряд ли вкладывал в нее такой смысл. Подобно Александру Довженко с его "Землёй", Медведкин пытался снять агитку. В данном случае о том, как плохо жилось крестьянину при царском "прижиме" и как хорошо ему теперь (в 1935-м), в колхозе. А в итоге получилась лубочночная, гротескная и очень самобытно-русская картина, влияние которой очень заметно в творчестве более поздних мастеров, например, Сергея Овчарова: "Небывальщина, (1984) и других.
Повесть о горе-злочастии
В основе сюжета мотивы поэмы Некрасова "Кому на Руси жить хорошо", "Страны Муравии" Твардовского и, возможно, "Повести о горе-злочастии" XVII в. В центре киноповествования крестьянин Хмырь и его жена Анна, олицетворяющие все русское крестьянство до и после революции. В отличие от зажиточного соседа Фоки, бесконтактно поедающего вареники, будто гоголевский Патсюк, Хмырю постоянно не везёт: "не идёт к нему добро" и все тут. Настолько, что даже воры, которые собираются поживиться на его дворе, вместо этого дарят ему немного денег.
Даже когда счастье Хмырю всё-таки улыбается, это оборачивается лишь новыми бедами.
"Чучела" и ленивый водовоз
Так, кошелек с "бешеными деньжищами", который, едучи с ярмарки, теряет хмельной ухарь-купец, не приносит Хмырю и Анне счастья. На найденные деньги крестьянин покупает коня в яблоках, но тот настолько прожорлив, что норовит съесть даже соломенную крышу хмыревой избенки. Да и землю на таком коне не очень-то попашешь - особенно, надел Хмыря, состоящий из одного только крутого каменистого холма. Конь то и дело падает и отказывается вставать, так что Хмырю приходится запрячь в плуг жену Анну. А когда они с женой всё-таки собирают урожай, долго торжествовать им тоже не приходится. На хмыревы мешки с зерном со всех сторон слетаются попы, приказчики, подъячие, городовые и пр., словом, "чучела", как называет их Медведкин.
После этого Хмырю остаётся только лечь и nомеρеть. Но и этого "чучела" ему позволить не могут: должен же кто-то их кормить. К его одру сбегаются попы, солдаты, городовые, полицмейстер. Является даже сам губернатор и отдает приказ: "избить до полуcмеρтu, но чтобы жил".
После этого Хмырь окончательно теряет веру в счастье. После революции его жена быстро приспосабливается к новой жизни и становится ударницей труда, а он сам - ленивым водовозом. В финале Хмырю удается совершить подвиг: вывести на чистую воду жуликов и "вредителей" во главе с бывшим соседом Фокой, которые чуть не украли колхозное зерно. После того как враги побеждены, Хмырь с женой едут в город. Там он наконец-то меняет свои разбитые лапти и лохмотья на элегантный городской костюм. Вот оно счастье, как пели герои известного мультфильма.
Одинаковые солдаты и конь в яблоках
Все в картине утрировано, лубочно. Крохотный "сторожевой пёс" Хмыря сидит на непропорционально огромной цепи, а у прожорливого коня нарисованные яблоки. Когда Хмырю поручают охрану колхозного хлеба, ему дают огромное ружье, почти с него самого ростом, а на поясе его крестьянских порток блестит огромная солдатская пряжка.
Все персонажи, олицетворяющие "старый режим", подчёркнуто гротескны и карикатурны: кулак Фока с его черным лицом похож не-то на Отелло, не-то на Мефистофеля, у попа огромный нос картошкой, у попадьи крючком, а монахини с ящиками для пожертвований это вообще нечто. Они одеты в прозрачные рясы сквозь которые хорошо видны голые груди. Конечно, до "Земли" Довженко тут далеко, но и это для 1935-го то года весьма и весьма смело. Очень яркой и запоминающейся выглядит сцена с царскими солдатами. Они все как один в одинаковых масках с выпученными глазами и ртами, раскрытыми в крике "ура!"
К показанному в "Счастье" колхозному изобилию можно, конечно, относиться по-разному, но с чисто художественной точки зрения фильм великолепен и сильно опередил свое время. К тому же, хотя сейчас медведкинское "Счастье" трудно воспринимать иначе, чем черную комедию, в картине очень много по-настоящему смешных моментов.
немоекино #немое #искусствокино #кино #старыефильмы #интересныефильмы #артхаус