Всего Костаки оставил Союзу 144 произведения живописи и 656 единиц графики. Это более 800 работ.
При дележе возникло несколько коллизий. Это если говорить деликатно. К примеру, наши не захотели отпускать "Восстание" Клемента Редько. На картине были изображены вожди революции, включая Троцкого. Вот из-за него картина и попала в "стоп-лист" на вывоз. Мол, незачем пропагандировать Льва Давыдовича. А Костаки картина и нравилась и он резонно считал, что на Западе Троцкий не под запретом, про него там многое знают. Троцкисты не будут устраивать перфомансы и, тем более, митинги под картиной. В итоге победило государство.
Второй конфликт возник вокруг икон. У Костаки было их 130 или 140. Все он хотел оставить в СССР, но дочери, а не музею. ( Дочка не выезжала на ПМЖ). Минкульт сам предложил разделить 50/50. Коллекционер был рад такому предложению, ведь реально старинные иконы были в моде на Западе. Тут же приехали из Рублевского музея, отобрали самое лучшее, и уехали. Отмечу - отобрали это значит бирки повесили на иконы и ударили по рукам с коллекционером.
А потом в Минкульте увидели, что Костаки вывозит из страны 15-16 век и схватились за сердце. Нет, эти вывозить нельзя!!!
- ну, позвольте, вы же сами предложили!
- так оставьте эту половину дочери, мы же ее не отбираем.
- так я бы мог все 100% оставить ей, а теперь, по вашей милости, только половину, - отвечал Костаки.
Деонисович сделал "ход конем". Ок, берите эти 50%, но верните мне Эль Лисицкого. В министерстве поупирались и вернули. Костаки на этом не успокоился и решил схитрить. Он отдал за Лисицкого 7 икон, а остальные отдал дочери. Думаю, Лисицкий недурно "ушел" в Греции. Если, конечно, Костаки его там продал.
Произведения искусства вывозились в три транша. Сначала 300 ящиков, потом контейнер. На последнем, третьем траншей, Костаки уложил 12 картин, среди них Клюна в один ящик. Картина Клюна, на его взгляд, ценнейшая, эксперты Третьяковки просто не разобрались и потому не забрали ее. Вот положил он ее сверху, а на нее старинные самаркандские ткани 16-17 века, и накрыл все добро серой бумагой. А среди ночи ударила в голову мысль, что без подвоха со стороны "органов" дело обойтись не может. Вот ночью коллекционер и достал Клюна из ящика, оставил дочери.
На таможне ящик приказали вскрыть, чтобы сверить картины с декларацией и фотографиями. Клюна там не было, но могли придраться к дорогим тканям, которые не были указаны в декларации. Тогда дело приняло бы криминальный характер. Добряк Андропов разрешил вывоз, а жулик Костаки его обхитрил. Сами понимаете чем грозил обман Председателя КГБ. Тем более, что у самого Андропова были недоброжелатели в "органах".
Гвозди с ящика сбили.
- подождите, я сам буду доставать, - сказал коллекционер.
И он доставал, по очереди картины, придерживая ткани и бумагу одной рукой. Предъявил все 12. Таможня даже простучала ящик, но на тряпки ( ткани Самарканда 16-17 веков) внимание так и не обратила.
А вы как думали? Все коллекционеры честные люди!?)
Все это Георгий Костаки рассказал в своих мемуарах, вышедших под скромным названием "Коллекционер" в издательстве "Искусство - 21 век" в 2021 году.
Статьи по теме: