Мимикрия - явление биологии, когда один живой организм подражает другому: кто для выживания, а кто для охоты. Но из мира биологии он плавно перекочевал в нашу повседневную жизнь. Особенно хорошо можно проследить это в сфере дизайна.
Сам по себе дизайн - очень широкое понятие, охватывающее огромное количество профессиональных направлений. И если говорить о мимикрии, то ярко выражена она в таком направлении как графический дизайн.
Мимикрия в графическом дизайне встречается, мягко говоря, часто. Мало известные бренды пытаются "косить" под известные, буквально балансируя на тонкой грани между мимикрией и плагиатом. Причем сейчас, в связи с уходом многих западных брендов из страны, мимикрия стала повсеместным явлением.
Это не значит, что у нас ничего не умеют делать, как мне иногда пытаются доказать некоторые. Нынешняя волна мимикрии связана больше с тем, что многие западные компании в условиях санкций были вынуждены либо продавать свой бизнес в нашей стране российскому менеджменту, либо просто переименовывать бренд и продолжать работать дальше. И в том, и в другом случае использовать старые логотипы, некоторые зарегистрированные словосочетания и фирменные стили нельзя, но подвести под внешнее сходство с ними новые элементы не запрещено.
Ярким примером такой мимикрией является появление бренда "Добрый Кола" вместо известного Coca-Cola.
При просмотре галереи выше видно, что при смене бренда сохранился тот же белый шрифт на красном фоне. И все. Да, внешне похоже, но названия разные, логотипы по стилю оформления - тоже. Графические элементы (белые "волны") также не были заимствованы.
При этом стоит отметить, что слово "Кола" (или "Cola") не является запатентованным. В отличие от "Мак" Макдональдса. Причем "Мак" нельзя употреблять не только как отдельное слово, но и как слог в названии продукта.
Еще в качестве примера мимикрии хочу привести в пример Киндер-шоколад и его аналог Nelly.
Nelly как аналог Kinder появился задолго до всех нынешних событий, и я даже одно время покупала его сыну, так как состав идентичный, а цена первого при этом в два раза меньше. Помимо одинакового состава и граммовки схожесть здесь определяет еще и одинаковая композиция: мальчик крупным планом в правом нижнем углу, стакан молока и шоколадка слева, декоративный элемент в виде молочного пятна. Также схожести позволила добиться инверсия цвета: если Kinder использует основным красный цвет с вкраплением голубого, то Nelly наоборот - голубой с элементами красного.
Кстати, Nelly в отличие от Kinder не стал останавливаться на молочном шоколаде и стал развивать вкусовую линейку в сторону расширения: появился шоколад с наполнением клубники и печенья Oreo. Также недавно они поменяли название бренда, теперь он называется Nellino Kids. Дизайн тоже чуть-чуть поменялся, но не существенно, хотя на Kinder они стали похожи теперь чуть меньше, особенно новые вкусы.
Конечно, вышеперечисленные примеры - далеко не единственные и охватывают они не только продукты, но и целые сети (про StarsCoffee, который пришел на смену Starbucks напишу отдельную статью).
А вы встречались с примерами мимикрии?
Если Вам было интересно, подписывайтесь на канал. Также приветствуются лайки и репосты через социальные сети.
Появились вопросы, предложения или замечания? Пишите их в комментариях!