После падения кассовых сборов классической серии и резкого охлаждения интереса к «перезагрузке» от Роба Зомби, казалось, что с «Хэллоуином» можно попрощаться надолго, если не навсегда. Паузу действительно выдержали… но уже в 2018-м году зрителей опять начали зазывать в кинотеатры узнаваемой мелодией и человеком в бледной маске.
Ещё завлекательней выглядела Джэйми Ли Кёртис, постаревшая, поседевшая, но такая родная. Думалось, что раз уж актрису в столь солидном возрасте уговорили вернуться к самому прославленному её образу (при том, что героиня «Хэллоуина», казалось, погибла в 8 части), то в новинке придумали что-то совсем сногсшибательное. Настолько сногсшибательное, что самого Джона Карпентера это заставило реанимировать свою кинематографическую карьеру, пусть не в качестве режиссёра, так хотя бы как исполнительного продюсера.
«Хэллоуин» / Halloween (2018)
Не сказать, что сценарист Джефф Фредли оказался очень уж оригинален. Его главная задумка — проигнорировать вообще всё, что наснимали в киносериале после первой части. Ну, и заодно, логически прописать в сюжет состарившуюся Лори Строуд. Она теперь не только мать взрослой женщины, но и бабушка, повёрнутая на безопасности своей семьи. Семья, правда, от этого не в восторге, от бабулиной паранойи отчаянно отмахивается, но кое-какие выживательно-боевые навыки старушка дочке-внучки привить всё же успела.
Майкл Майерс, по версии Фредли, после событий фильма 1978-го года томится в психиатрической лечебнице строгого режима. За все эти годы он не промолвил ни слова, так молчуном и постарел, превратившись в 61-летнего долговязого деда. Вот только дед, как оказалось, с возрастом кровожадности своей не утратил. Он воспользовался первым же подвернувшимся случаем, чтобы сбежать, разыскать любимую маску и опять начать кромсать направо и налево жителей успокоившегося было Хаддонфилда.
Мне признаться, постановка этого сюжета Дэвидом Гордоном Грином при первом просмотре резко не глянулась. Показалась нудной, скучной и невдохновленной. Но стоило пересмотреть фильм след-в-след с безобразием, которое вытворил с «Хэллоуином» Зомби, как все достоинства «перезапущенного» слэшера 2018-го года проявились. Сразу стала видна разница между напыщенной, но тупой «режиссурой» и режиссурой настоящей, осмысленной и одарённой.
Во-первых, я наконец-то разглядел, как бережно и с почтением Дэвид Гордон Грин отнёсся к оригиналу. Новое продолжение излагает историю с незаметными отсылочками к «истокам», а некоторые сцены не глупо копирует (как это делал Зомби), но интересно обыгрывает. Как, например, в случае со сценой в классе, где на уроки литературы внучка Лори Строуд под разговоры о судьбе задумчиво смотрит в окно (совсем как бабушка в молодости), но на месте, где когда-то торчал Майкл Майерс видит… ну, да — бабулю!
Во-вторых, Майклу Майерсу возвращена его безликость, а вместе с ней — и инфернальность, которой Роб Зомби по глупости своей киномонстра лишил. Никаких больше банальных, приземлённых объяснений, почему же маленький мальчик взялся за нож! Однажды в человека вселилось ветхозаветное Зло, вот и весь сказ!
В-третьих, вернув Майерсу его функцию неотвратимой и безжалостной судьбы, режиссёр со сценаристом новой части сосредоточился на характерах других персонажей, и это, конечно, оказалось гораздо интересней. Ну, хотя бы потому, что им можно сопереживать, за них хочется волноваться! И за постаревшую Лори, которая хорохориться и бодриться, но встречает непонимание даже со стороны близких (а потому всё равно начинает рефлексовать). И за её дочку, которая выглядит и ведёт себя, как обычная клуша-домохозяйка (не зря на эту роль позвали актрису Джуди Грир, более известную по комедиям и драмам, но никак не по ужастикам), но в нужный момент вспоминает суровые уроки детства и превращается в хитрую и опасную тётушку. И за внучку, ершистую и неглупую девушку, которая разрывается в своей любви между бабушкой и родителями, старающимися держаться от старушки подальше).
К такой истории — человечной, многослойной и уважительной к классике — потянулся и массовый зритель. В итоге, Грин, по сути, почти повторил фокус Карпентера с превращением копеечного бюджета в ошеломляющую прибыль (более 255 миллионов долларов при затратах всего в 10!). Ну а я, посмотрев «Хэллоуин» Дэвида Гордона Грина во второй раз, добавил ему аж два балла и за просмотры двух продолжений того же авторства засел с нетерпением.
«Хэллоуин убивает» / Halloween Kills (2021)
По примеру некоторых других сиквелов классического «Хэллоуина», Дэвид Гордон Грин и соавторы продолжили ровно с того места, на котором кончался предыдущий фильм. Раненых и помятых женщин везут в больницу. Они, уверенные, что смогли-таки прикончить злыдня, спокойны и радостны, и даже не подозревает, что он тем временем продолжает выкашивать и без того немногочисленное население Хаддонфилда.
Меж тем, жителям надоело десятилетиями бояться возвращения «бугимена», и, когда он всё-таки возвращается, они решают взять правосудие в свои руки. И в этот момент фильм оборачивается из простенького слэшера в исследование поведения толпы и высказывание против самосуда. При этом, в высказывание не лобовое, не назидательное. Режиссёр со сценаристами до последнего заставляют зрителя самому выбирать, правильно ли делают хаддонфильцы, что отталкивают полицейских и сами хватаются за огнестрел и дубинки. Морально-нравственные оценки, конечно, будут даны, но уже под самый конец.
При просмотре второй части складывается ощущение, что Дэвида Гордона Грина на съёмках покусал Зомби и он заразился от него склонностью к натурализму и даже некоторой садистичности в изображении всевозможных ран и увечий (в первом фильме с показом такого рода вещей он был гораздо сдержанней). Изменился и темп фильма. Он стал динамичнее, бодрее, чуть ли не «бешеннее».
А ещё Грин перенял у Зомби тягу заполнять фильм знаменитостями из ужастиков прошлых лет. Только тут он ограничился актёрами из оригинального, карпентеровского фильма. Так что, помимо Джэйми Ли Кёртис мы видим её бывшую подопечную Линдси (52-летняя Кайл Ричардс), медсестру, работавшую с доктором Лумисом (72-летняя актриса Нэнси Стивенс), и даже шерифа Брэккетта (82-летий актёр Чарльз Сайферс, один из любимчиков Карпентера). Возвращение их персонажей сделано бережно и логично.
«Хэллоуин заканчивается» / Halloween Ends (2022)
Третий фильм от Дэвида Гордона Грина делает образ Майкла Майерса ещё более символичным, а сам сюжет позволяет трактовать хоть как полумистическую историю, хоть как вполне реалистичный рассказ о подростке, попавшем под влияние зловещего образа.
На передний план в фильме «Хэллоуин заканчивается» неожиданно выходит новый персонаж — неловкий и неуверенный подросток. Став невольным причиной смерти маленького мальчика, он — изгой в родном городе. К тому же, безотцовщина. К тому же, подкаблучник у своей токсичной мамаши. Когда после очередного столкновения с обидчиками он попадает в некий заброшенный коллектор он то ли галлюцинирует, то ли действительно встречает там затаившегося Майкла Майерса. И дальше зрителю предлагается волноваться за этого парня — не станет ли он новым безжалостным Злом? И не причинит ли вреда подружившейся с ней внучкой Лори Строуд?
Самой Строуд, которая тоже напряжённо следит за развивающимися отношениями внучки с мутным молодым человеком, приходится переживать тоже. Ведь, оставшись без своего «бугимена», она несколько растеряна, да ещё и получает обвинения от сограждан.
Весьма достойная концовка культового киносериала ужасов получилась у Дэвида Гордона Грина. У меня даже прошлое опасение относительно следующего его проекта — ремейка «Экзорциста» — несколько притупилось. Пусть не снимет чего-то шедеврального, но и претенциозной дребедени от него можно не бояться.
Что же касается «окончательно окончившегося» «Хэллоуина»… Знаем мы все эти «Последние главы», «Финальные страницы» и прочие «Фредди мертвы». Трилогия о Дэвида Гордона Грина мало того, что освежила франшизу, так ещё и принесла немало денег. А это значит, что Майкл Майерс рано или поздно опять вернётся на экраны.