Найти тему
История побежденных

Забытая принцесса: Связь с внешним миром

В коллаже представлены: картина Жана Оноре Фрагонара "Молодая читательница" (не является портретом Елизаветы Брауншвейгской), Портреты Анны Леопольдовны и Антона Ульриха.
В коллаже представлены: картина Жана Оноре Фрагонара "Молодая читательница" (не является портретом Елизаветы Брауншвейгской), Портреты Анны Леопольдовны и Антона Ульриха.

Всю жизнь принцессы и принцы Брауншвейгские прожили в изоляции от внешнего мира. На протяжении 35 лет они видели одну и ту же картину. Дом, большая часть комнат которого была для них запретной. Небольшая территория, окруженная высоким забором, на которой они умудрялись что-то выращивать. Маленький пруд, который служил им небольшим развлечением. Повсюду охранники, которые от скуки напивались и шныряли без дела. Одни и те же лица, одни и те же развлечения. Никакого просвета и никаких перспектив. В таких условиях очень просто скатиться на социальное дно: спиться, озлобиться, оскотиниться и деградировать. Однако, вопреки всему, они выросли добрыми, чистосердечными и даже образованными людьми. Каким образом им это удалось?

Из рапортов можно увидеть, что принцессы и принцы вели благопристойный образ жизни, были приучены к чистоте и порядку. Губернатор Головцын отмечает, что они каждый день одевались и приводили себя в порядок, кроме тех дней, когда находились в болезни. У них был свой определенный распорядок дня: время послеобеденного отдыха, ужина, посещения церкви. Они все были православными и строго соблюдали религиозные порядки.

Ярославский генерал-губернатор Алексей Мельгунов в своих рапортах так характеризует их занятия:

Упражнение их состоит в том, что летом работают в саду, ходят за курами и утками и кормят их, а зимою бегают в запуски на деревянных лошадках по пруду, в саду их имеющемуся, читают церковныя книги и играют в карты и шашки; девицы же сверх того занимаются иногда шитьем белья…

Кто больше всего заинтересован в воспитании детей? Кто стремится к тому, чтобы дать детям образование в соответствии с их статусом? Конечно же, их родители. Причем это идет на уровне подсознания – родители всегда стремятся передать своим чадам все то, что знают сами. Они стараются привить детям лучшие качества. Во всяком случае, хорошие родители. При этом родителями не ведется расчет, куда в дальнейшем выведут заложенные знания, пригодятся ли они или канут в унисон.

Предположение, что к воспитанию и образованию принцев и принцесс Брауншвейгских причастны охранники, их жены, тайные агенты, тем более малограмотные мамки-кормилицы, на мой взгляд, несостоятельно. Ради чего эти чужие люди стали бы рисковать своим спокойствием и благополучием своих семей, навлекать гнев высочайших персон? Ради сострадания к принцам и принцессам? Ради призрачных надежд, что принцы и принцессы однажды придут к власти и отблагодарят их? Да и обладали ли эти люди надлежащими навыками, чтобы дать высокопоставленным особам достойное их уровня образование? А вот родители принцев и принцесс такими навыками, несомненно, обладали.

Перед отправкой в ссылку Анна Леопольдовна захватила с собой азбуку. Среди багажа были и другие книги: на русском, на немецком, на французском, религиозного содержания и светского. Очевидно, книги для императрицы Елизаветы не представляли особой ценности, поэтому их конфисковывать не стали. Это ведь не золото с каменьями!

Возможно, Анна Леопольдовна успела познакомить старших детей с азбукой, но принцесса рано умерла, и вся забота о детях легла на плечи ее супруга – принца Антона Ульриха. Принц был хорошо образован, как и полагалось ему по статусу. Его образованию уделяли большое внимание, поскольку целенаправленно готовили в мужья наследнице российского престола. Для него была составлена специальная программа обучения. Императрица Анна Иоанновна сама выбрала для него хороших учителей. Принц был весьма прилежным и с усердием обучался. Знал ли он русский язык? Безусловно.

Отдельной темой в письмах проходит обучение принца русскому языку. (…) Отец советовал Антону Ульриху каждое утро еще до прихода учителя читать полчаса из русской хрестоматии и по возможности чаще разговаривать по-русски с принцессой Мекленбургской во время карточной игры или прогулок. / Л. Левин «Российский генералиссимус герцог Антон Ульрих»

Наставником принца Антона Ульриха в русском языке был известный поэт и филолог Василий Тредиаковский, соратник и оппонент Ломоносова. Сейчас не представляется возможным определить уровень знаний принца и степень владения русским языком. Многие письма и документы не сохранились. Свои прошения к обеим императрицам принц в основном писал на немецком языке. Однако ордера, письма и предписания, адресованные на его имя, на русском языке. В любом случае, у него имелись необходимые азы для освоения русского языка, чтобы передать их своим детям. А далее уже дело за личными способностями детей и их любознательностью.

Таким образом, нет ничего удивительного, что у образованных и умных родителей оказались такие же дети. Дети всегда копируют модель поведения родителей. Родители для детей -определенный эталон. Если в семье звучит грамотная речь, если у родителей хорошие манеры, широкий кругозор, если в доме присутствует разного рода литература, то дети будут стремиться к этому эталону. Это, своего рода, закон жизни, закон природы. Если для растения есть хотя бы маленький проблеск света, оно будет расти в сторону этого света. В семье принцев и принцесс Брауншвейгских таким проблеском света был их отец. Именно он связывал их с внешним миром, от которого они были изолированы. Наверняка он отвечал на их многочисленные вопросы: что? как? и почему? И даже принцесса Елизавета, самая одаренная из всех детей, при всех своих природных способностях вряд ли смогла так духовно вырасти, если бы ее напрочь лишили этого проблеска света.

Продолжение читайте здесь:

Начало здесь: