Найти в Дзене
Daily Top

Кто был первым мужем Надежды Крупской

Невероятно, но факт: личное дело жены вождя пролетарской революции в архиве до сих пор закрыто для изучения историков. Что может быть в нём секретного, если Крупская скончалась чуть ли не сто лет назад?

Роберт Классон и Надежда Крупская
Роберт Классон и Надежда Крупская

Она родилась в семье поручика и гувернантки на год раньше Ленина. По воспоминаниям подруг, в молодости Надежда была симпатичной. Это уже позднее, когда у неё началась базедова болезнь, она сильно изменилась, советское поколение запомнило её именно такой, болезненной.

Неизвестно, насколько она пользовалась успехом у мужчин, но если верить мемуарам революционеров, её первым увлечением был Роберт Классон. Молодой человек вёл марксистский кружок, Крупская познакомилась с ним именно так, изучая труды Маркса и Энгельса. Вот такая романтическая история! Но вскоре Классону пришлось эмигрировать, иначе бы его арестовали за чтение запрещённой литературы. В эмиграции парень не потерялся и довольно скоро выгодно женился на дворянке.

Закончив Бестужевские женские курсы, Крупская преподавала в школе рабочей молодежи. На самом деле её работа состояла в отборе кадров для подрывных операций, революционеры в ту пору были те ещё экстремисты! Там она познакомилась с Иваном Бабушкиным, слесарем торпедной мастерской в Кронштадте. Он был младшее её на четыре года, но это не смущало его, поэтому он не скрывал своих чувств.

Иван Бабушкин и Надежда Крупская
Иван Бабушкин и Надежда Крупская

В 1894-м году Крупская познакомилась в Петербурге с 24-летним Владимиром Ульяновым. На самом деле знакомство было не случайным: его организовала Апполинария Якубова, подруга Надежды. Именно за ней ухаживал Ульянов и делал ей предложение, но она отвергла его чувства.

Через два года Крупская отправится в ссылку вместе с Лениным, власти разрешили ей поехать к нему. Там она сама и предложит ему сочетаться браком. В 1898-м году в местной церкви они обвенчались.

Правда, Анна, сестра Ленина, была не очень довольна таким браком, считала, что женитьба была формальностью. Революционеры, несмотря на свои благородные цели, оставались людьми и любили посудачить о товарищах по подполью. Был слух, что Крупская «таскается с товарищами», и Анна об этом знала. Также ей было известно, что неподалёку от Шушенского, где жил ссыльный Ленин с молодой женой, на одном из сахарных заводов работает ещё один ссыльный – известный тогда красавец Виктор Курнатовский. Согласно слухам, он любил Надежду, и она якобы отвечала ему согласием. Ленин не поверил сестре и попросил его не беспокоить с женскими сплетнями.

Владимир Ульянов и Надежда Крупская
Владимир Ульянов и Надежда Крупская

Обо всех этих историях отношений Надежды Крупской было написано в советских книгах. Но есть также сведения, что до Ленина у неё был гражданский муж – Борис Герман. В отличие от всех упомянутых мужчин, его имя было запрещено в Советском Союзе.

О том, что он сожительствовал некоторое время с Крупской, свидетельствуют запись в Британской энциклопедии и бывший агент НКВД Кирилл Хенкин в своей книге «Русские пришли».

Борис Герман был старше Крупской на девять лет, и в революционных кругах был довольно известной личностью. Именно он, а не Борис Савинков, стоял у истоков революционного террора. Его организация эсеров-максималистов отличались особой жестокостью при проведении терактов.

Октябрьский переворот он не принял. Принимал участие в эсеровском восстании в 1918-м году. Позднее покинул Совдепию, уехал в Аргентину. Там он тоже пытался заняться революционной деятельностью, пытался создать рабочие организации. Известно, что он часто негативно высказывался в адрес Ленина, дескать, он подлец, причиняет много бед народу, поэтому с ним необходимо бороться. Герман был близким приятелем Фанни Каплан, у которой не получилось отправить на тот свет Ленина. Герман приветствовал её поступок в отношении «предателя России», так он называл Ленина. Может, в этом был личный мотив?

Борис Герман и Надежда Крупская
Борис Герман и Надежда Крупская

В Аргентине он решил пойти прежним путём: члены его организации начали экспроприировать, проще говоря, грабить якобы награбленное у народа. Вскоре его вместе с товарищами поймала полиция, на суде ему дали двадцать пять лет, но он умер через четыре года, в 1928-м году. Все его книги, публикации – он был блестящим журналистом – в Советской России были уничтожены.