Али обратился к Хусейну (мир им) с такими словами:
«О, сын! Я советую тебе и в богатстве, и в бедности быть обладателем богобоязни; и в довольстве, и в гневе говорить правду; и в достатке, и в бедности придерживайся среднего достатка; и к друзьям, и к врагам относись справедливо; совершай дела, когда ты в радости и без сил; будь доволен Аллахом во время тесноты и широты.
О, сын! Зло, за которым скрывается рай, не является злом; добро, за которым скрывается ад, не является добром. Все блага, кроме рая, мелкие; каждая беда, кроме огня, благополучие.
О, сын! Кто видит свою вину, тот не занят виной других людей. Кто сдерет с себя одежду богобоязни, никакой одеждой не скроет свои (ошибки).
Кто доволен долей, выделенной Аллахом, не расстроится тому, что потерял. Кто обнажил из ножен меч угнетения, тот от него и погибнет.
Кто копает для своего брата колодец, тот и упадет в этот колодец. Кто открывает грехи других, у того откроются грехи его семьи. Кто забыл свои ошибки, тот ведет великими ошибками других.
Погибнет тот, кто погрузиться в тяжелую работу. Тот, кто бросает себя в пучину, тот утонет. Кто получает удовольствие от своих мыслей, тот собьется.
Кто считает, что его разума достаточно, тот поскользнётся. Тот, кто кичится перед людьми, тот опозорится. То, кто сидит с учеными, тот, вставая, будет чувствовать уважение. Тот, кто смешается с чернью, тот принизит себя. Кто делает глупости по отношению к людям, того обругают. Тот, кто идет в плохие места, тот будет под подозрением.
Тот, кто шутит, того принизят. Человек становится известен делами, которые он делает чаще всего. Тот, кто говорит много, тот много ошибается. Тот, у кого много ошибок, уменьшается стыд. У того, у кого уменьшается стыд, у того уменьшается стыдливость. Сердце, где исчезает стыдливость, умирает; человек, у которого сердце умерло, тот войдет в огонь.
О, сын! Кто увидит грехи людей, но и сам будет совершать эти дела, тот настоящий глупец. Кто размышляет, тот получает урок. Кто получает урок, тот уединяется. Кто уединяется, тот остается чистым. Кто откажется от своих желаний, тот станет свободным. Тот, кто отвергнет зависть, тот завоюет любовь людей.
О, сын! Украшение верующего - довольство людьми (не обращайся к людям из-за нужды). Довольство - это нескончаемое имущество. Кто много вспоминает смерть, тот в этом мире будет доволен даже небольшим имуществом. Тот, кто считает слова делом, число слов у того уменьшится, он будет говорить только по делу.
О, сын! Я поражаюсь людям, которые боятся наказания за правду, не остерегаются грехов, надеются на награду и не совершают покаяние и добрые дела.
О, сын! Обладая светом размышления, спорить с темнотой небрежности ведет к заблуждению.
Счастлив тот, кто получает наставление от других. Благонравие - самое лучшее наследство. Хорошая нравственность - самый лучший друг. Подобно тому, как нет благодати в прерывании родственных связей, так и нет богатства в грехопадении.
О, сын! Благополучие - из 10 частей, 9 частей заключается в молчании, за исключением слов поминания Аллаха. Одна часть заключается в том, чтобы не посещать собрания глупцов.
О, сын! Кто на собрании обернется в одежду смуты против Аллаха, того Аллах унизит. Кто же потребует знания, тот станет ученым.
О, сын! Истоком знания является мягкое отношение (к людям), истоком бед - грубость и жёсткость. Терпение к тяготам - из сокровищницы веры. Невинность - украшение бедности, быть благодарным - украшение богатства. Слишком много встреч утомляет. Доверять кому-то, не проверив его, это противоречит осторожности. Если человек доволен собой, то это признак его малого ума.
О, сын! Есть сколько взглядов, которые ведут к горю и есть столько слов, которые приводят к потере блага.
О, сын! Нет лучшего, чем считать для себя высшей честью Ислам, лучшим чудом для себя - богобоязнь, нет крепче крепости, чем отдаление от запретного и сомнительного, нет лучшего заступника, чем раскаяние, нет лучшей одежды, чем здоровье, нет лучшего имущества, которое спасет от бедности, как быть довольным необходимым пропитанием. Кто ограничивается имуществом, достаточным для жизни, быстро обретает покой и спокойствие.
О, сын! Чрезмерные желания – это ключ к трудностям и жеребец тягот, которые ведут к погружению в грехи. Ненасытность и обжорство включает в себя все грехи.
В качестве наставления тебе будет достаточным увидеть в других качества, которые ты не любишь.
Право твоего брата на тебя столько же, сколько прав у тебя на него. Если ты приступишь к делу, не подумав о его конце, то ввергнешь себя в бедствия. Подумать прежде, чем что-то совершить, - то защита человека от раскаяния. Кто изучает различные точки зрения, тот сразу распознает неверные места в них. Терпение - это защита от нищеты. Жадность - это одежда жалких. Чрезмерные желания - признак бедности. Милосердный бедняк превыше жесткого богача. У каждой вещи есть конец, смерть - это конец сына человеческого.
О, сын! Не лишай надежды грешника. Сколько есть грешников (спустя годы после совершения грехов), которые завершили жизнь хорошо. Сколько есть людей, проводивших время в поклонении, которые в конце жизни из-за своего разлада, попали в ад. Я прибегаю к защите Аллаха от огня ада.
О, сын! Сколько есть смутьянов, которые обрели спасение и сколько есть набожных людей, которые погибли. Кто хочет правды, честности и кто направляется к ним, для того трудности и тяготы будут легкими. Добиться совершенства души и обрести божественное руководство возможно через сопротивление нафсу. Каждый прошедший час сокращает жизнь человека.
О, сын! Какая ужасная пища для Судного дня – присвоение прав рабов. В каждом глотке воды есть опасность захлебнуться, а в каждом куске пищи - подавиться. Пока не закончится одно благо, нельзя обрести другое благо. Как близки покой к беспокойству, бедность к достатку, смерть к жизни, а болезнь к здоровью.
Как счастлив свободный человек, у которого дела, знания, любовь, ненависть, согласие, отказ, разговоры, молчание, деяние и слова (т.е. все важные дела) ради Аллаха!
Как счастлив тот ученый, который руководствуется своим знанием, боится неожиданной смерти, но готов к ней; когда хочет, наставляет людей, а в противном случае – молчит; чье слово правдиво и молчание его не из-за незнания! Как несчастлив тот, кто остался в одиночестве, нужде, кто подвергся смуте, кто плохо относится к другим, но себя видит хорошим и виновниками в своих делах считает других!
Сынок! Знай, что человека с добрым словом несомненно полюбят. Пусть Всевышний Аллах даст тебе обрести божественное руководство и пусть Своей мощью сделает тебя покорным. Потому что Он - Прощающий и Щедрый»[1].
Статья подготовлена используя переводы трудов выдающегося профессора, доктора Хайдара Баша. Перевёл с турецкого - Арслан Кули.
[1] Ибн Шу'ба, Тухафу'л-Укул, глава «Али»
Источник: Др. Хайдар Баш "Достопочтенный Имам Хусейн(а)"
Источник: Др. Хайдар Баш. "Жизнь Достопочтенного Имама Али (кв)"