Найти тему

Готовимся к ОГЭ. Задание 3. Пунктуационный анализ. Запятые

Задание 3 – пунктуационный анализ текста – одно из самых объёмных и сложных заданий ОГЭ по русскому языку. Чтобы подготовить к нему девятиклассников, необходимо повторить и отработать большое количество тем, связанных с пунктуацией. Поэтому готовить ребят к этому заданию лучше всего по методу «Съесть слона по частям».

Съесть слона по частям — значит декомпозировать задачи, осилить что-то большое и сложное постепенно. Поэтому делим подготовку на части и прорабатываем каждую в отдельности.

Именно по этому методу построен данный материал. Он включает в себя основные темы пунктуации, представленные в отдельных разделах.

Темы:

  1. Знаки препинания в предложениях с однородными членами
  2. Обособление определений
  3. Обособление приложений
  4. Обособление обстоятельств
  5. Обособление дополнений
  6. Обособление уточняющих членов предложения
  7. Вводные слова и конструкции
  8. Обращение
  9. Конструкции с союзом КАК
  10. Запятые в сложных предложениях:
  • БСП
  • ССП
  • СПП
  • СПП с несколькими придаточными
  • Сложные предложения с разными типами связи

Каждый тематический раздел состоит из трёх блоков:

  • теория (основные правила с примерами);
  • упражнения для закрепления (предложения);
  • ответы к ним с графическим разбором и пояснениями.

После всех тем есть раздел, содержащий 12 новых авторских текстов на разные случаи постановки запятых с ответами и полным разбором каждого случая.

В этой статье представляю ознакомительный фрагмент - тему "Обособленные определения" и 1 из авторских текстов.

Теория

Определение — это второстепенный член предложения, который обозначает признак и отвечает на вопросы какой?, чей?

Обособляются

Согласованные определения, относящиеся к личному местоимению.

/Уставший от работы/, он отправился в путешествие.

Согласованные распространённые определения, стоящие после определяемого слова.

Кошка, /испугавшаяся шума/, спряталась под лавку.

Два или более однородных определения, стоящих после определяемого слова.

Эта история, яркая и мудрая, навсегда осталась в моём сердце.

Определения, оторванные от определяемого слова.

Сад цвёл поздним цветом, красивый и пышный.

Согласованное определение с добавочным обстоятельственным значением перед определяемым существительным.

/Обычно спокойный/, докладчик сегодня волновался.

Не обособляются

Одиночные и распространённые согласованные определения, стоящие перед определяемым существительным и не имеющие добавочного обстоятельственного значения.

Его полузакрытые глаза улыбались.

/Покрытый полярной волной/ простор мерцал мириадами снежинок.

Упражнения

Найдите определения и определяемые слова. Расставьте запятые.

1) Всё дальше шёл Тарт погружённый в тревожное оцепенение и тоску.

2) Тарт бросил спичку и оглушённый темнотой кинулся напролом.

3) Утомлённая двухдневным кутежом и только что оконченным обедом комната была настроена скучно.

4) Занесённые снегом они походили на зимние стога в поле.

5) Разговор его свободный и любезный вскоре рассеял мою одичалую рассеянность.

6) В лунный осенний вечер сырой и холодный Стрешнев приказал оседлать лошадей.

7) Она совсем смешалась от слов дамы похожей на мышку.

8) Околдованная лесной тишиной замирала полусонная жизнь неведомых людей.

9) Деревья выросшие вокруг луга также поразили его.

10) Ошеломлённый этим бурным проявлением чувств Гирин не сразу пошел на хозяйскую половину проведать мать Анны.

11) Высокий дородный он похож был на боярина.

12) Лежавшая на одеяле книга скользнула на пол.

13) Я обернулся и увидел стремительно шагавшего Афанасия Сергеевича.

14) Меня встретил хозяин тотчас же шмыгнувший в мою комнату.

15) Обреченный судьбой на постоянную праздность я не делал решительно ничего.

16) Довольный своим знанием вопроса оратор улыбнулся.

17) Маша бледная и трепещущая подошла к Ивану Кузмичу.

18) Разгорячённый и взволнованный я разболтался.

19) Она нюхает цветок и погружённая в себя рассеянно ощипывает листья губами и тихо идёт.

20) Ладьи на вёслах пошли к крепости всё ярче озаряемые пламенем.

21) Кругом было поле безжизненное унылое.

22) На оклик старшого обернулась стоявшая отдельно девушка.

23) Вырванные переброской из обычного круга обязанностей казаки томились в теплушках.

24) Поутру он различал тяжёлые однотонные звуки похожие на хрип но не поверил себе...

25) Люба встала и зажгла лампу висевшую над столом.

26) Освещённое огнем лицо Финогена дрогнуло, и в голубых глазах его блеснула на миг тёмная грусть.

Текст

Расставьте знаки препинания. Выпишите все цифры. на месте которых надо поставить запятые.

Детская песенка «Антошка» появилась в 1968 году. Её создатели (1) Юрий Энтин и Владимир Шаинский (2) часто потом работали вместе. Стихотворение о ленивом (3) но озорном ребёнке (4) Энтин (5)работавший когда-то в школе (6) посвятил одному нерадивому ученику. А музыку Шаинский сочинил за несколько минут (7) выстукивая мелодию на столе. Однако (8) задорную песенку оценили не сразу. К счастью (9) на просторах СССР (10)было немало музыкальных редакций (11) и песенка стала шлягером (12) уже в день выхода в эфир. После (13) в 1970 году (14) появился одноимённый мультипликационный фильм Леонида Носырева (15) он вошёл в сборник «Веселая карусель».

Файл для распечатки с ответами и разборами вы можете скачать здесь.

Купить весь материал полностью (57 страниц) можно здесь.

Другие идеи и материалы для ваших уроков на канале "Учительская мастерская" и в группе ВК.