На самом деле любой фильм, если он конечно не фантастический, дает огромный простор для изучения жизни любой страны. Понятно, что художественный вымысел в кино имеет место, но все же одежда, интерьеры, а так же дороги и автомобили позволяют узнать о многом. Вот и комедия сняла на киностудии "Мосфильм" режиссером Андреем Тутышкиным в 1957 году может рассказать о многом. Кстати он даже сыграл в своем фильме небольшую роли, директора МТС. Не путайте с оператором сотовой связи, в СССР это сокращение обозначало машинно-тракторную станцию.
Сюжет довольно прост. Студентка первого курса Ирина Кручинина, (которую играет великолепная и красивейшая Изольда Извицкая, к сожалению ушедшая в 38 лет). Принимает ухаживания своего преподавателя Константина Александровича Хохлова(Евгений Самойлов). Тут конечно хочется спросить у товарища Хохлова знает ли он, что девушка несовершеннолетняя? И как-то это не совсем хорошо. Но вот в картине есть одна интересная фраза произнесенная Константином ответ на упрек Ирины, что она не хочет гулять по переулкам и прятаться от других: "..вы понимаете, Ирина, у нас не любят когда преподаватели ухаживают за студентками. Вот получу кандидатскую степень, стану человеком. Как у нас говорят человек начинается с кандидата". значит он осознает, что это не совсем правильно? Но почему кандидату все можно? Странно, не находите?
Но вернемся к сюжету. Уже из самого названия нам становится ясно, что картина про путешествие на юг, причем путешествие именно автомобильное. Ведь уже с первых кадров нам показывают счастливым обладателей машин марки "Москвич", "Волга" и "Победа" в отпускники спешат на отдых.
Да и потом, по ходу картины, мы попадем в класс, где обучают будущих "автолюбителей", в СССР всех "частников" было принято именовать именно так.
В классе мы познакомимся и с некоторыми героями фильма, в частности инженером Николаем Кукушкиным(Анатолий Кузнецов),
майором в отставке Иваном Бирюковым(Леонид Пирогов) и его неработающей(!) о ужас, а значит хабалистой женой, как же можно сидеть дома, Зоей Денисовной Бирюковой(Нина Агапова).
Тут же образовывается "любовный треугольник", Кукушкин очень понравилась Ирина, и он делает все, что бы она ответила на его чувства. И так же как и профессор, предлагает ей поехать к морю. Интересно, а как ои все собирались жить в гостинице? Ведь снять один номер на двоих было бы нельзя, поскольку без штампа в паспорте ни Кукушкина, ни Хохлова с Ирой бы не поселили. Но не важно. Пошли дальше. Вернее вернемся в самое начало. Прогуливаясь с Ирой Константин Александрович останавливаются перед магазином, где на вращающемся подиуме стоит М-21 "Волга" первой серии.
Салатово-зеленый автомобиль вызывает у девушки восторг, на, что Хохлов с гордостью заявляет, что скоро купит его. И у меня тут же возникает вопрос, а на, что вы товарищ собираетесь купить столь дорогой автомобиль? Ведь ваша зарплата, даже с учетом работы со студентами, я имею ввиду не ухлестывание за юбками первокурсниц, а настоящую работу, не могла превышать 700 рублей. При цене "Волги" 40 тысяч(!) рублей вам, товарищ Хохлов понадобилось бы почти пять лет для этой покупки. Причем при этом вы не должны были тратить ни одной копейки на еду и одежду.
Правда вот прав у профессора нет. И тогда Ира говорит, что сама подучит права и поведет машину к морю. Именно так она и попадает в класс и знакомится с другими героями комедии. Но на носу экзамены, причем как в институте, так и автошколе. И Ира обращается к Николаю с просьбой помочь ей получить права. У здания автошколы мы видим довольно редкий автомобиль, это М-20 "Победа", причем в кузове кабриолет.
Пока Николай и Ирина готовятся к экзаменам, причем девушка собирается использовать шпаргалки,
Хохлов времени даром не теряет и посещает родителей девушки, напросившись к ним на чай. Видимо он так подтверждает серьезность своих намерений.
В гостях профессор всячески намекает родителям Иры, что он готов и на новую квартиру, интересно за какие такие заслуги он ее получил, и отвезти Иру в Черному морю. Но вот родители как-то воспринимают это без особо энтузиазма. Больше того, мама Иры, Елена Андреевна(Евгения Мельникова) говорит, что дочке лучше закончить институт, а уж потом думать о замужестве.
Хохлов выйдя из квартиры Иры натыкается на нее и Николая. И устраивает сцену ревности. На, что девушка резонно замечает, что она ему не жена, и даже не невеста.
На утро Ирина идет сдавать практический экзамен по вождению. Мы видим уже знакомый нам автомобиль, М-20 "Победа" кабриолет, причем с опущенным тентом. О том, что автомобиль учебный говорит и табличка над задним номерным знаком.
Рядом сидит строгий сотрудник ОРУД(Отдел по регулированию уличного движения) его играет Николай Граббе.
Ира, так увлеклась поездкой, что забыла про правила. Она обгоняет автомобили, не собирается останавливаться перед трамваем, чуть не наезжает на людей.
Ну и конце-концов чуть не разбивает машину. Кстати она чуть было не врезается в грузовик ГАЗ-51А.
а в довершение чуть не задевает другой автомобиль "Победа"
Инспектор высаживает Иру из-за руля. В общем даже с огромным трудом сдав теоретическую часть, она завалила практику. И вновь Хохлов выговаривает ей, что он совсем не просто так приглашает ее поехать к Черному морю, а она все испортила. Довольно странное признание в любви. Но зато мы можем увидеть проезжающий по улице ЗИС-150.
И лимузин М-12 ЗИМ.
А вот коричневый фургон машина загадочная. Это не "буратино", именно так называли грузовой фургон на базе "Москвич-400", у него не деревянный кузов, а цельнометаллический. А он был бы в то время чрезвычайно сложен в производстве. Однако, у самого Opel Kadett чьей копией являлся "Москвич" такого фургона тоже не было. Но переднее оперение явно соответствует обеим машинам. Могу лишь предположить, что это автомобиль сделанный умельцами самостоятельно.
Потом камера показывает нам улицу по которой едут М-20 "Победа" и М-12 ЗИМ.
А вот и сам Кукушкин, который на права естественно сдал. Правда как он смог сразу купить машину, мне понятно не совсем. Но, по сценарию смог. Вот его "Москвич-402"
Впрочем совершенно не понятно каким образом автомобилями обзавелись все ученики автошколы. А ведь прошло всего два дня. За это время они успели купить машины, интересно как, и поставить их на учет. Вот на заднем плане "буратино". И кстати показательный момент сотрудник ОРУД собирается наказать Николая за подачу звукового сигнала в городе, но увидев, что тот всего два дня за рулем отпускает и ограничивается предупреждением.
Коля и Ира идут в ЗАГС они хотят оформить свои отношения перед поездкой к морю. Но увы, их сразу расписывать отказываются. Николай пытается уговорить сотрудников расписать их немедленно, а Ира садится в его машину и уезжает за своими родителями. На улице мы видим сине-бежевый троллейбус МТБ-82, а вот куда делись родители Иры? Заднее сидение то пустое.
А вот и первая ссора молодых. Николай очень расстроен тем, что Ира взяла его автомобиль. Нет, он не боится, что она попадет в аварию, хотя она чуть не разбивает "Москвич" у него на глазах, он переживает за нее саму. Но девушка начинает "дуться". И на собственную свадьбу, которую устраивают им их товарищи по автошколе они отравляются все же вместе.
Коля при всех проит у Иры прощения и дружная команда собирется сеть за стол. Но тут, неожиданно.....
...подъезжают туристы. Наверное сейчас вызовет удивление, что делает обычный рейсовый городской автобус за пределами города? Ответ прост, тогда специальных версий советская промышленность еще не выпускала. Магистральный ЛАЗ-697 появится только в 1959 году.
Поскольку Иру и Колю не расписали, то друзья решаю отпраздновать помолвку. Замечу безалкогольную. Интересная деталь, в придорожном кафе нет безалкогольных напитков. Поэтому все пьют лишь то, что нашлось у гостей.
Кукушкин предлагает всем отпраздновать, по настоящему, в гостинице, в которой они собираются остановится на ночевку.
Неожиданно караван отдыхающих встречает стоящую на обочине девушку. Это Настя комбайнер. Наверное не многие узнают в это девочке Лидию Федосееву-Шукшину.
Она слезно просит всех подвезти ее до МТС: "пшеничка осыпается....". А ей нужна шестерня. Только Ира и Коля подвозят ее, правда Коля хочет оставить Иру в гостинице. В которой путешественников ждет "теплый" прием.
Почему теплый? Да просто через громкоговорители им сразу же объявляют, отправляйтесь дальше, свободных мест нет. Такой прям сервис по советски. Еще одна деталь, просто сесть и поехать на автомобиле было действительно сложно. Автомобили были очень несовершенны и требовали постоянного обслуживания. Именно поэтому в гостинице есть СТО.
Настя обещает обернуться за полчаса, но без подписи директора ей нужную деталь выдавать отказываются.
Кстати Настя работает на комбайне Сталине-4. Это наверное самое многочисленное семейство спец-техники. С 1947 года по 1955 было выпущено почти 220 тысяч машин.
А вот и сам директор МТС, которого играет режиссер фильма. Он конечно же ездит на ГАЗ-69.
и сам комбайн и стоящий подле него ГАЗ-51А.
Кстати директор удивительный тип руководителя. Он и ему подобные обычно изображают кипучую деятельность, но при этом реально делать ничего не хотят. Поэтому когда Настя его все же "отлавливает" то он говорит - руковожу в поле, без бюрократизма. Видимо подъезжать раз в день к комбайнерам и спрашивать как дела это и есть необходимое руководство. При этом что бы получить подпись нужно гоняться за ним по всем полям.
Пока Коля и Настя достают запчасти, Ира решает, что Кукушкин решил изменить ей с молодой комбайнершей и выйдя на дорогу случайно встречает своего бывшего, Хохлова. Тот приобрел себе "Волгу" модного вишневого цвета и поскольку сам водить не умеет, то нанял водителя.
А вот на заднем плане, по дороге едет ГАЗ-55. Впрочем это совсем не факт. Ведь многочисленные ремонтные мастерские делали на базе машин из Горького собственные модели.
Еще одна забавная деталь, указатели. Такое ощущение, что Крым и Кавказ находятся на расстоянии одного плевка. Но вилимо для наглядности. Ведь Коля поехал на Кавказ, а вот Хохлов увез Иру в Крым.
И вот еще, смотрите, Константин и Ира входят в холл в гостинице, в которой, не смотря на сезон, есть отчего-то свободные места. Ира забыла паспорт в ЗАГСе и ее отказываются заселять, впрочем и с ним бы не поселили. Но, где же водитель? Ведь Хохлов, как "истинный джентельмен" предлагает ей переночевать в салоне машины. Не понятно.
А вот вообще сказка про бомжей. Ира, которую не поселили в гостинцу идет на пляж, и там она встречает парня из автобуса. Который спит прямо на камнях. Но у него есть подушка и армейское одеяло. Он предлагает девушке лечь вместо него. А сам уходит в даль....романтика. Только пограничники, которые всегда прогуливались по берегу с собакой думаю этот шаг Мити, так звали молодого человека явно бы не оценили.
Ну потом вообще начинается не пойми, что. Хохлов с Ириной отправляются на Кавказ, а Коля, напротив, в Крым. Видимо сценарист получал по географии твердые "колы". Есть и положительные моменты. Майор в отствке бросает наконец свою мещанскую, неработающую супругу и уезжает с Колей.
Который не собирается сдаваться, и начинает погоню за Хохловым. Интересно, откуда он знал по какой дороге поедет тот и на какой машине? Причем погоня завершается успешно. Водитель пробивает покрышку и Кукушкин возвращает свою невесту. Куда делся майор в отставке при этом совершенно не понятно.
Больше того Хохлова бросает и его водитель. И тот остается на дороге один.
По дороге Коля, уставший от переездов, начинает засыпать и пара останавливается на обочине. Где к ним подходит комбайнер Настя. Ира узнает почему Коля не смог приехать на помолвку и прощает его.
У ЗАГСа Ира говорит, что не может жить без Коли и он от счастья берет ее на руки.
Все, кончилось кино. А теперь серьезно. Я вижу и довольно ограниченный бюджет, автомобили появляющиеся в кадре фактически ездят в фильме одни и те же. Про то, что расстояние сокращены до минимума и вызывают улыбку, я тоже промолчу. Как и про нелепость большинства сцен. Однако прекрасно видно ужасающее состояние дорог. Нет разметки, почти нет обочин, впрочем и автомобилей не много. Но хоть какое-то понимание времени мы получить может. Я конечно не жил в 57-м, но к моему рождению все изменилось мало.