«Экономические интересы подчиненены настоящему делу жизни, которым является спасение души; экономическое поведение есть аспект личного поведения, для которого, как и для всего прочего, обязательны правила морали». Р. Г. Тоуни. О средневековом укладке экономики.
Что-то не так. Очень многое не так вокруг, развивается куда-то не туда. Потрясает многое. А главное, так повседневно.
«Высоко-высоко в горах, где воздух чист, как слеза младенца...» – писал М. Ю. Лермонтов, вдохновляясь Северным Кавказом. Наверное, так было когда-то.
Сейчас же существование единственного по миру в курортной зоне мусоросжигательного завода вызывает сомнения.
Осознание приходит тогда, когда это уже касается тебя непосредственно, в большинстве случаев.
Завод, расположенный возле города Лермонтов, но относящийся к Пятигорску, функционирует аж с 1987 года. Примерно с этого же времени моя мама начала мечтать о переезде в эти края. И вот теперь я могу сказать, что недавно побывала в гостях у семьи, на контрасте с действительно более глубоким и свежим воздухом, чем в родной Туле, ощущаются выбросы, время от времени отравляющие жизнь.
Узнала, что существует налог на вред, приносимый окружающей среде от производства. Ну что же, заплатили (хотя много было историй про неуплату) и продолжим жить, как есть.
«Мусоросжигательные заводы не только загрязняют окружающую среду, но и вредят нашему здоровью. Даже если работа такого завода соответствует всем нормам, он будет выделять тонны пыли, тяжёлых металлов и других токсичных органических соединений: диоксины, диоксид серы, ртуть и свинец. Это лишь малая часть того, что выбрасывают МСЗ.
Лоббисты МСЗ утверждают, что заводы будут сжигать отходы и вырабатывать электроэнергию. Но при сравнении количества энергии, которую МСЗ произведут, и всей энергии, затраченной на добычу, производство и транспортировку товаров, которые попадут в печь, то энергии от сжигания будет сильно меньше». (источник: greenpeace.ru)
И ведь люди платят за то, что происходит.
Экономические цели и выгоды, которые родились под эгидой жизненной необходимости, перешагнули через порог моральных принципов и теперь изменить это противоречие в силе только осознание каждого из нас и воздействие на очаги произвола. Всё время нас пытаются переключить на что-то «более масштабное», но каждое ведь складывается, на первый взгляд, из мелочей...
Полигоны тоже никогда не были лучшим вариантом обращения с отходами. Печален и тот факт, что на сегодняшний день существуют так называемые «мусорные магнаты» – владельцы тех самых территорий, на которые свозят официально существующий «хлам». Эти люди обогащаются за счёт куч, создаваемых всеми остальными.
Предпринимательство может быть таким странным, не правда ли?
Мусорная реформа подарила нам раздельный сбор. В каждом регионе он организован по-своему, уровень разнится, но активисты стараются добиться честности процесса и его лучшего развития (см. карту recyclemap.ru). Зачем? Пока переработка является наименшим злом, самым адекватным способом обращения с отходами. Это хороший шанс переосмыслить жизнь и каждое явление в ней, как ресурс, тоже живой и во многих случаях не бесконечный.
Слова «выбросить», «мусор» «ненужный», «использовать», «одноразовый», «бесполезный», «токсичный» применяются теперь, увы, не только к вещам, но и к людям. Потребительское отношение витает в воздухе деморализацией.
Промышленность дала многое, но отобрала главное – ценность.
Ухудшение экологической обстановки и новый этап социально-психологического кризиса идут рука об руку. Так можно ли изменить одно жизненно важное, не опираясь на другое?
Так можно ли любить тогда, когда не можешь дышать?