Найти в Дзене

Величайший провал в истории рок-музыки. Smile.

Оглавление
Обложка невыпущенного альбома Beach Boys Smile, ставшая обложкой
Обложка невыпущенного альбома Beach Boys Smile, ставшая обложкой

Вокруг альбома невыпущенного альбома Smile ходит множество легенд, связанных прежде всего с его содержанием. После выхода сингла с новой новаторской песней Good Vibrations Брайана Уилсона окрестили гением в музыкальной прессе, а ожидания от грядущего Smile были просто запредельными. Однако альбом так и не вышел, но конкретно меня всегда интересовал вопрос почему же так случилось?

На самом деле причин на то море. В коллективе начались серьёзные разногласия из-за нового материала, который писался Брайаном и его новыми соавторами. Для Pet Sounds Брайан приглашал автора джинглов Тони Эшера, а для работы над Smile Брайаном был приглашён Ван Дайк Паркс. Вместе они пытались создать все композиции с применением тех же технологий, что и для создания Good Vibration. И это было по-настоящему выматывающим процессом как для Уилсона так и для сессионных музыкантов, что активно им использовались для создания альбома. И всё же Брайан представил небольшой отрывок из песни "Surf's Up", для того чтобы подогреть внимание прессы.

Брайан Уилсон в 1967 году.
Брайан Уилсон в 1967 году.

Ещё одной причиной затягивания производства стал кузен Брайана Майк Лав, который был его основным соавтором для почти всех ранних альбомов Beach Boys. Он активно саботировал работу и считал альбом продуктом психоделиков и безумия Брайана. И часть правды в этом действительно было. Уилсон активно утопал в употребление ЛСД и прочих запрещённых веществ.

И пожалуй главной причиной по которой Smile так и не вышел в 1967 году - сомнения Уилсона в своей работе. Существует легенда, что он услышал песню Beatles "Strawberry Fields Forever", после чего сказал инженеру, что "Они победили". Вторым камнем преткновения стала композиция "The Elements: Fire (Mrs. O'Leary's Cow)" имитирующая действия пожарных. Сессия началась в пожарных касках и продолжалась изнурительно долго, но после пришла новость о сгоревшем недалеко доме. Уилсон пришёл к выводу о мистической силе его песни, что способствовала пожару и прекратил работу над песней.

Уилсон утомил и студийных боссов и коллег по группе и в последний момент решил уничтожить все наработки Smile. И ему это почти удалось, однако его брат Карл Уилсон смог спасти их и группа начала активную работу над их доработкой. Про то, что у них получилось я расскажу в другой статье, сейчас же хотелось бы перейти к содержанию самого Smile.

Ремарка: обзор будет производится именно недоработанной версии 1967 года, выпущенную в 2011 году в качестве бокс-сета Smile Sessions. Есть так же сольная версия Брайана Уилсона выпущенная в 2004 году, однако там уже поют его гастрольные музыканты, а не группа Beach Boys.

Обзор содержания альбома.

  • Our Prayer (Брайан Уилсон)

И вот главная причина почему обозреваю именно версию Beach Boys, нежели версию 2004 года. Вокальное исполнение группы всегда было на высоте, однако именно здесь полёт гармоний особенно впечатляет. Открывает альбом бессловесный гимн Our Prayer. В песне демонстрируется вокал группы во всей своей красе. Ну и что об этом сказать? Это прекрасно. Песня к слову полностью закончена и также присутствует на одном из выпущенных альбомов группы, хоть и немного в ином виде. 5(6?)/5.

  • Gee/I'm In Great Shape (Брайан Уилсон/Ван Дайк Паркс)

Две короткие и недоработанные композиции. Но только на первый взгляд. На самом деле обе этих коротких отрывков предназначались для второй карманной симфонии Уилсона под названием "Heroes And Villains". Применяя монтаж подобный Good Vibrations создавались совершенно разные фрагменты песни, которые должны были сложиться в единую картину. Однако теперь только бог знает, где эти куски должны были быть вставлены, ибо они выложены на альбоме как отдельные композиции. И хоть вторая мне понравилось гораздо большей первой, я поставлю 5/5 обеим этим композициям.

  • Heroes And Villains (Брайан Уилсон, Ван Дайк Паркс)

Вторая полноценная песня на альбоме, что должна была повторить успех Good Vibration. Удивительно, но эта композиция всё же худо-бедно и обрезано добралась до релиза, однако успех предшественницы повторить не смогла. Но что же с ней не так? Как по мне, эта песня гораздо менее коммерческая. Текст об Американской истории конечно хорошо, но для молодёжи 60-х это не самая приятная тема для размышлений. Да ещё и наложился довольно сумбурный монтаж. Начинающаяся с энергичных ударных танцевального песня, переходит в ленивый арт-поп, а далее превращается в грустную церковную песню. А в конце так и вовсе Брайан решил перейти к завершающей оркестровке, которая несколько контрастирует с остальной песней. Однако не могу не похвалить Уилсона за смелость. Выпустить такую сложную для восприятия песню, сочетающую столько деталей... И я прощу ей даже временами странный вокал и уж слишком сильные сращивания ленты. 5(6?)/5.

  • Do You Like Worms (Roll Plymouth Rock) (Брайан Уилсон, Ван Дайк Паркс)

Продолжает альбом психоделическая композиция с самым странным названием "Do You Like Worms". И на самом деле никаких червей в этой песне нет и она в основном как и предыдущая затрагивает исторический аспект. Вновь Уилсон обращается к угнетению коренных народов Америки и вновь я скажу, что это не очень было бы интересно массовому слушателю. Однако должен заметить, что какой бы странной не казалась песня, она получилась намного целостнее нежели разрозненная Heroes And Villains. Да и общий психоделический вокал добавляет некоторого разнообразия в ударную партию, отлично гармонирующую с басом. Ставлю песне 5(6?)/5.

  • Barnyard (Брайан Уилсон, Ван Дайк Паркс)

Ещё одна невероятно странная и незаконченная композиция. И к сожалению она в целом после предыдущих двух разочаровывает. Ожидаешь какого-то очередного безумия, а получается такая странная штука. Короткая и бессмысленная. 3/5.

  • My Only Sunshine/The Old Master Painter/You Are My Sunshine (Кавер версия/Брайан Уилсон, Ван Дайк Паркс)

Продолжает альбом ещё одна незаконченная, но гораздо лучше звучащая медли из трёх песен, две из который являются кавером. И про кавер-версию могу сказать, что всё получилось лучше некуда. Уилсон смог отлично организовать струнные и заставить своего брата раздолбая Денниса Уилсона прилично спеть хриплый вокал в песне. Однако всё же The Old Master Painter (если таковой тут присутствует) меня как-то не сильно впечатлил. Вернее, я просто не услышал, что тут им является! Сразу видно, что композиция не доведена до логического финала и это удручает. 4/5.

  • Cabin Essens (Брайан Уилсон, Ван Дайк Паркс)

Ещё один странный исторический экскурс от Уилсона и Паркса. На этот раз под прицел попало изобретения поездов и их влияние. Однако именно на этой композиции случился переломный момент. Текст, написанный Парксом не понравился вокалисту группы Майку Лаву. Тот активно пытался узнать, что означают последние строчки песни, однако Паркс (который скорее всего придумал эти строки будучи накуренным) говорил, что они ничего не значат. Лав отказался спеть их, а Паркс вскоре покинул проект, так как напряжение между ним и Лавом росло с каждым днём. Ну и пожалуй вставлю свои 5 копеек в этот спор. Чем бы не являлись последние строки песни, с точки зрения звучания она одна из лучших на альбоме. Психоделический вокал и ускоренные басы со струнными звучат просто потрясающе. 5(6?)/5.

  • Wonderful (Брайан Уилсон, Ван Дайк Паркс)

Отдающая церковью Wonderful действительно является глубоко религиозной композицией и единственной песне о любви на альбоме. Вдумчивая партия клавишных, а также фальцет Брайана создают ту самую атмосферу католического храма и молящей о прощение девушке, потерявшей невинность. В общем атмосферная и красивая вещь. И хоть я думаю, что вариант представленный на бокс-сете не окончательный всё же песня звучит отлично и целостно. 5/5.

  • Look (Song For Children)/Child Is Father Of The Man (Брайан Уилсон, Ван Дайк Паркс)

Две песни, которые не вызывают не каких вопросов с точки зрения музыкального сопровождения, однако вызывающие некоторое чувство незаконченности из-за отсутствия обильного количества вокальных гармоний, свойственных группе. И для меня это большой минус, ибо эти песни могли звучать гораздо лучше. Но впрочем я всё спишу на недоработку альбома в 1967 году и поставлю этим милым вещам 4/5.

  • Surf's Up (Брайан Уилсон, Ван Дайк Паркс)

Та самая песня, которую Уилсон сыграл самой первой для того, чтобы подогреть интерес в прессе. Ну и конечно журналюги были в восторге. Такая сложная песня и самое главное - её не понять с первого прослушивания. Честно говоря, я и после более ста прослушиваний не понял о чём поёт Уилсон в этой песне. Какие-то мировые элиты, шторм и прочие странности текстов со Smile. К слову название хоть и отсылает к далеким сёрф-корням коллектива, однако текст песни ничего общего с ним не имеет Однако отмечу всё же отличную оркестровку, вокальные гармонии и то, что песня таки стараниями группы была полностью закончена и выпущена. И за это я ей прощаю даже странный текст, рассуждающий на темы понятные только её автору. 5(6?)/5.

  • I Wanna Be Around/Workshop (Брайан Уилсон, Ван Дайк Паркс)

Последняя композиция, которая сильнее всего пострадала от незаконченности альбома. И если вторая её половину звучит более менее цельно, то вот первая сохранила только прекрасную музыку. Вокал так и не был наложен, а когда сессии свернули о песне так и вовсе забыли. Не лучше дело обстоит и на сольнике Уилсона, где вокал есть, но всё же песня всё в том же состояние. Увы, но это 4,5/5.

  • Vege-Tables (Брайан Уилсон, Ван Дайк Паркс)

Странная композиция, которую может услышать каждый у себя на кухне. Правда без сопровождения вокальных гармоний Beach Boys и игры сессионных музыкантов но всё же. Замечательная песня, где также можно услышать, как Пол Маккартни, заглянувший к Уилсону на огонёк хрустит морковкой для записи. Что может быть милее и прекрасней? Даже удивительно, что эта композиция звучит почти полностью законченной и не сильно изменилась со временем. 5/5.

  • Holidays (Брайан Уилсон, Ван Дайк Паркс)

Расслабляющий и новогодний инструментал с альбома, использующий всю палитру звуков, что могли дать 60-е Уилсону. И хоть мне и кажется, что ребята планировали наложить сюда вокал, но по понятным причинам этого не случилось, могу сказать, что эта композиция меня порадовала плавным переходом в следующую. За это и оценю её в 5/5.

  • Wind Chimes (Брайан Уилсон, Ван Дайк Паркс)

Расслабленная и звучащая действительно ветрено Wind Chimes, действительно может удивить резким переходом к роскошному звучанию клавишных, вокала и ударных в припеве. Вокал Карла Уилсона хвалить не вижу смысла, так как альбом в целом может считаться вокальным шедевром и хвалить его отдельные кусочки не сильно хочется. Очень жаль, что эта композиция хоть и вышла, но вышла в совершенно другом, странном и пугающем виде, нежели эта красивая и воздушная мелодия, вдохновлённая колокольчиками в доме Уилсона. 5(6?)/5.

  • The Elements: Fire (Mrs. O'Leary's Cow) (Брайан Уилсон, Ван Дайк Паркс)

Та самая композиция, что по мнению его автора способна сжигать дома. И хоть это ужасное совпадение и повлияло на исход альбома, не могу не отметить, что на фоне остальной части альбома, звучащей более расслаблено, эта композиция звучит напряженно и насторажевающе. На мой взгляд в ней на лицо отличный подбор музыкальных инструментов и мне действительно жаль, что она так и не увидела свет, такой, какой её видел Уилсон в 1967 году. Но и то, что осталось звучит тоже отлично. 5/5.

  • Love To Say Dada (Брайан Уилсон)

Ещё одна композиция, что вызывает у меня некоторые вопросы. Звучит она хоть и расслабляюще, но как-то через чур громоздко и навязчиво. Ну и конечно же эта композиция пострадала из-за отсутствия внятного текста, который группа переделает и допишет и таки выпустит более-менее внятную песню этой композиции. Выпустит свою версии и Уилсон, где также появится другой текст. Удивительно, что в конце песни звучит отрывок из первого трека с альбома. Не знаю правда, ошибка ли это или так и задумано, но пусть будет. 4/5.

  • Good Vibrations (Брайан Уилсон, Майк Лав)

Главный хит с альбома на самом альбоме имеет другую версию, нежели сингловая. Существенно расширено звучание в части с органом и перкуссией, где появился дополнительный хор, а также бас-саксофон. Ну и по мелочи: изменилась концовка, кое-где Beach Boys наложили дополнительный вокал, где-то появилась дополнительная гитара, где-то что-то обрезали. Про песню я уже писал отдельно поэтому не буду повторяться. 5(6?)/5.

Так ли хорош Smile?

Увы, выход Smile лишь в виде отрывков с сессий записи и лишь в 2011 году не позволяют проанализировать насколько альбом был бы хорош в 1966 году. Однако можно сказать насколько он хорош в 2022 году и пожалуй выскажу своё мнение поэтому поводу. Все ожидания по поводу альбома, что должен был превзойти (по мнению рекламной кампании альбома) Beatles лишены всяких оснований. Альбом прекрасен, но его прослушивание в первый (и даже второй и третий разы) - пытка. Особенно для тех кто не знаком с творчеством Beach Boys и не привык слушать многоголосие 40 минут подряд. Поэтому если бы меня спросили, что лучше послушать Sgt. Pepper’s Lonely Hearts Club Band или Smile Sessions, я бы смело порекомендовал ознакомиться с первым полностью, а со вторым частично, ибо на альбоме есть несколько очень сильных моментов.

Beach Boys
Beach Boys

К сожалению, конечный вариант этого альбома, как он задумывался Уилсоном в 1966 мы уже никогда не увидим. А очень жаль. Альбом положил начало концу популярности Beach Boys в 60-х. Ожидания от Smile были настолько запредельны, что после выхода откровенно урезанного его варианта в виде Smiley Smile фактически вычеркнула группу из списка "крутых ребят 60-х". Но впрочем про Smiley Smile я расскажу в следующий раз.

Предыдущая часть:

Музыкальная революция 1966 года. Good Vibrations