Президент Владимир Путин подписал указ «Об утверждении основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей».
Символично, что закон подписан ( 9 ноября 2022 года) в ноябрьскую полосу праздников, где как раз проявляются различия в отношениях к этим самым ценностям различных частей общества.
Кто-то празднует день 4 ноября – День народного единства, указывающий образом иконы Казанской Богоматери на то, что подлинной ценностью является даже не российский, а русский национал патриотизм с опорой на православие.
Кто-то празднует 7 ноября, и для этих людей духовно-нравственным ориентиром были и остаются идеи и исторический опыт советского периода, позитивное значение православия и религии вообще, отрицающие.
Ну, а кончаются праздники духовно-нравственных ценностей, как известно, Днём работника внутренних дел...
Интересно, что утвержденная программа проходит по бюрократической графе «национальная безопасность» и призвана, судя по всему, защищать духовно-нравственные ценности от деструктивного влияния, идущего, конечно же из-за рубежа.
Но сейчас не об этом, а о несколько другом аспекте.
Начиная приблизительно с 2008 года, с момента интронизации на патриарший престол нынешнего предстоятеля Русской православной церкви Московского патриархата, эта предстоятельедущая по численности последователей Кирилла (Гундяева) церковь предпринимает попытки сделать православие новой господствующей идеологией России, а саму церковь — доминантой в политической и общественной жизни страны.
Ещё в памяти сохранились попытки внедрить в средних школах масштабный курс православной религии, едва-едва, как фиговым листком прикрытый заявлениями о его якобы историко-культурологической направленности.
Именно в «годы Кирилла» была создана такая структура как «Всемирный русский народный собор» — своеобразная православная «мегапартия», пытающаяся работать практически по всем направлениям политической, экономической и общественной жизни.
А наше светское государство как-то слабо этому противостояло, если противостояло вообще...
Тому, что РПЦ МП стремилась навязать стране национал-клерикальный режим (пусть даже не политический, а лишь идеологический) совершенно очевидно.
Один из церковных топ-пиар-менеджеров Александр Щипков заявил, что источником этики, источником ценности, источником нравственности является Бог. И на это обратил внимание собравшихся глава ВРНС — Святейший Патриарх Кирилл.
Далее г-н Щипков отметил, что лишь 20% граждан России исповедуют «светский гуманизм», а абсолютное большинство в 80% - верующие.
И по этой логике вера и религия должны быть зафиксированы как основа «традиционных ценностей» России.
Хотя откуда у г-на Щипкова такие данные — непонятно. Ведь в последней Всероссийской переписи населения графы о вероисповеданиии не было, по поводу чего этот околоцерковный функционер активно возмущался в интервью сайту Всемирного русского народного собора. https://vrns.ru/news/aleksandr-shchipkov-otsutstvie-v-perepisi-2021-voprosa-o-veroispovedanii-eto-neglasnyy-zapret-na-rel/
- Что ж, там где во главе угла именно религиозные ценности, там соответствующая идеология.
- Где религиозная идеология, там соответствующая практическая политика.
Иначе говоря, мы все эти годы находились на грани создания в стране «православного» Ирана или Саудии.
И в этом смысле, утвержденные «Основы...» просто бальзам на душу.
Традиционные ценности определяются в документе как «нравственные ориентиры, формирующие мировоззрение граждан России, передаваемые из поколения в поколение, лежащие в основе общегражданской идентичности и единого культурного пространства страны» (пункте № 4 «Основ..»).
Следующий пункт № 5 перечисляет эти ценности – жизнь, достоинство, права человека, патриотизм и т.п. Всего "ценностей" набралось семнадцать, но веры в Бога и религии в этом списке нет.
Она появляется в следующем пункте № 6, где есть фраза
«Христианство, ислам, буддизм, иудаизм и другие религии, являющиеся неотъемлемой частью российского исторического и духовного наследия оказали значительное влияние на формирование ценностей, общих для верующих и неверующих граждан».
Далее указывается, что «особая роль в этом принадлежит православию».
Такой вот текст. «Фишка» здесь в том, что вера в Бога и религия отдельно не обозначены в списке «ценностей», чего так добивались долгие годы РПЦ МП и лично патриарх Кирилл.
Религия — лишь одна из неотъемлемых частей «традиционных ценностей», но отнюдь не главная их составляющая.
Кстати, автор проанализировал некоторые первоначальные проекты этого документа. В них вообще прямо о религии не упоминалась.
Видимо, лишь позднее готовившие документ чиновники решили сделать такой вот «реверанс» в сторону сотрудничающих с властью РПЦ МП религиозных общин.
Так что, представляется, Бог сохранил Россию от того, чтобы стать «православным Ираном».
Автор: Валерий Емельянов, читатель медиа-канала «Хакнем»
Другие посты автора в канале: