Доброго субботнего утра мои дорогие читатели! Вы уже успели сегодня позавтракать и выпить чашечку бодрящего чая? К слову, а когда собственно в поездах появился чай? Увы — точной даты установить не удалось. Правда, обнаружился один прелюбопытный дореволюционный документ — «О запрете торговли чаем проводникам пассажирских вагонов», но лишь по номеру и названию, без текста. Ясно одно: коли запрещали проводникам торговать чаем, значит, чай у них был. Непонятно только одно — зачем? Ведь титаны с кипятком отсутствовали в вагонах вплоть до появления цельнометаллических вагонов (ЦМВ), то есть до 1946 года. Не было и специальной плиты или кипятильника, чтобы заварить чай на месте. Когда стали строить ЦМВ пассажирам стало, конечно, гораздо комфортнее, когда кипяток начали наливать из титана непосредственно в вагоне.
С тех пор одним из основных мест "паломничества" пассажиров поезда дальнего следования, а в некоторых случаях и пригородного — стал титан с кипятком! Существует несколько версий происхождения названия для этого типа водонагревателей, устанавливаемых в вагонах:
- они были настолько громоздки и велики, что их прозвали "Титанами" за их размер;
- также существует мнение, что "Титан" — это бывшая торговая марка железнодорожных самоваров.
Наряду с зингером, унитазом, термосом, ксероксом и другими она со временем вошла в обиход, пополнив словарный запас, став именем нарицательным для обозначения подобного рода товаров;
- и наконец третья версия гласит о том, что раньше баки для кипятка делали из титанового сплава, а затем начали поэтому называть так и само устройство.
Так или иначе слово титан уже давно прочно вошло в обиход пассажиров поездов, став неотъемлемым атрибутом романтики железнодорожных странствий. Скоротать время в долгой поездке за стаканом хорошего чёрного чая — довольно приятное и увлекательное занятие, особенно в когда путешествуешь не один, а в компании.
Титаны с кипятком, к слову сказать, были не только в вагонах, но и в вокзалах в залах ожидания и имели кружку на цепочке. Такие титаны просуществовали на некоторых станциях вплоть до конца 80-х годов прошлого века.
Титан в стареньких вагонах может выглядеть вот таким образом, винтажный, немного закопчённый от времени и подуставший.
А может быть и вот таким ультрасовременным, как например в новых вагонах пригородного сообщения постройки Тверского вагоностроительного завода (ТВЗ).
А какая Вам версия кажется наиболее достоверной?