Найти в Дзене
Городок

Введенская (Никольская) церковь в г. Елатьма

Введенская церковь в Елатьме до революции
Введенская церковь в Елатьме до революции

Введенская церковь ( Введения Пресвятой Богородицы во храм) стояла на склоне под парком, напротив острова.

Она имела главный престол Введенский, в трапезной – Тихвинский (в честь Тихвинской иконы Божьей Матери) и Никольский (в честь святителя и чудотворца Николая Мирликийского) приделы. Отсюда второе название церкви – Никольская.

Обиходные названия: Введенская церковь; Никольская церковь; Николаевская церковь; Николы церковь; Николы Угодника церковь; Николая Мирликийского церковь; Свято-Никольская церковь; Святоникольская церковь; Богородицкая церковь.

Введенская (Никольская) церковь стояла напротив острова. Фото 1934 года
Введенская (Никольская) церковь стояла напротив острова. Фото 1934 года

Церковь построена в 1760 году купцом Каржевиным и была знаменита своей чудотворной иконой Боголюбской Божией Матери.

Эта древнейшая икона относится к числу самых любимых на Руси образов Богородицы.

По преданию, в 1157 году великий суздальский князь Андрей Юрьевич Долгорукий держал путь из Вышгорода в Суздаль, в дороге ему сопутствовала икона Владимирской Богоматери.

18 июня, за 10 верст до Владимира, телега резко остановилась и, несмотря на усилия лошадей, её не удалось сдвинуть ее с места. Свита князя разбила в этом месте походный шатер.

Во время молитвы князю явилась Пресвятая Богородица и велела ему устроить на этом месте церковь Боголюбской иконы Божией Матери, названную в честь ее Рождества, а Владимирскую икону передать во Владимир.

Князь так и сделал. Велел придворным иконописцам написать образ Богородицы на доске из кипариса в том виде, в каком она явилась ему во время молитвы.

Так появилась Боголюбская икона Божией Матери.

Боголюбская икона Божией Матери
Боголюбская икона Божией Матери

На иконе Богородица написана в полный рост, с поднятыми руками в молитве и ликом, обращенным к Сыну.

В ее правой руке изображен свиток с написанной на нем молитвой к Господу.

Над образом Девы Марии изображены иконы, сопутствовавшие великому князю в его путешествии — Иисуса Христа, Владимирской иконы, Архангелов Михаила и Гавриила и Иоанна Предтечи.

С этого времени великого князя Андрея Юрьевича стали именовать Боголюбским.

Перед Боголюбской иконой молятся об исцелении от всяких болезней, от скорби душевной и телесной, просят о выздоровлении больных детей.

Особую славу Боголюбская икона Божьей Матери сникала многочисленными чудесами исцелений при моровых поветриях.

В 1771 году город Владимир и Елатьму постигло непреодолимое тогда бедствие – эпидемия чумы. Остановить ее не могли.

У людей была одна надежда – на помощь Божию. По просьбе народа и духовенства в город внесли древнюю чудотворную святыню.

Городское начальство некоторое время колебалось, потому что местный лекарь, господин Флейшер (протестант по вероисповедованию), уверял, что большие скопления людей сейчас опасны, но вскоре, от отчаяния, сдалось.

22 октября 1771 года перед Боголюбской иконой были совершены молебны и крестный ход.

Из 200 заболевших умерло трое, а остальные выздоровели.

В ноябре чума прекратилась. Лекарь был так впечатлен, что вместе со всей семьей перешел в православие.

В честь чудесного избавления установилась традиция крестных ходов с Боголюбской иконой.

-4

Елатомская икона в 1771 году также прославилась чудесным прекращением чумы и холеры.

В Елатьме так же, как и во Владимире, эпидемия прекратилась после крестного хода.

За свою долгую историю Боголюбская икона Божией Матери приобрела славу чудотворной.

Она помогает не только в защите от эпидемий и различных болезней, но и в защите от стихийных бедствий (пожаров, наводнений, засухи, голода и пр.).

Молят Пречистую о скором заступничестве в сложных жизненных ситуациях, об урожае, мире в стране, о путешествующих.

Матери молятся о здоровье и благополучии своих детей, особенно если они находятся вдали от родины, а отправляющиеся в путешествие – о том, чтобы дорога была удачной.

1 июля - день празднования Боголюбской иконы Божией Матери.

С 1842 года в Никольском храме служил священником Сергей Федорович Бильдинский, псаломщиком – Иван Моисеевич Кусморов.

Священник С.Ф. Бильдинский. 1912 год
Священник С.Ф. Бильдинский. 1912 год

А после революции в церкви сделали склад для хранения зерна.

Складом церковь была до 1954 года.

В 1954 году был проведён осмотр церкви комиссией из техников-строителей, с целью установить, безопасно ли в ней хранить зерно.

Решили, что в связи с критичным состоянием (стены и кровля частично разрушены, фундамент просел) дешевле здание полностью разрушить, чем восстанавливать.

Ломать не строить. У нас не Рим, развалины не хранят.

13 апреля 1957 года Исполнительный комитет Елатомского районного совета подал запрос на слом Никольской церкви. Запрос базировался на том основании, что для постройки машинно-тракторной станции необходим кирпич.

Инициаторами были председатель исполкома райсовета, а также депутат трудящихся Романщук и секретарь исполкома райсовета депутатов трудящихся Васильев.

Уполномоченный по правам церкви в Рязанской области С. Ножкин ответил в письме, что данная церковь снята с учёта церквей СССР, так как она давно утратила церковный вид.

Таким образом, здание бывшей Никольской церкви было передано в распоряжение Елатомского райисполкома, и снос утверждён.

Теперь на месте Никольской церкви ничего не осталось.

Здесь стояла Введенская, она же Никольская церковь.
Здесь стояла Введенская, она же Никольская церковь.