Торжественное освящение собора Казанской иконы Божией Матери в Вышневолоцком Казанском монастыре стало событием для жителей и гостей города. Собор, построенный плодовитым архитектором поздней эклектики 60-80 годов 19 века Александром Степановичем Каминским в 1882, в этом году отмечает свое 140-летие. 5 ноября после глобальной реставрации он снова открыл двери для прихожан Вышнего Волочка и окрестностей.
Благодаря талантливому художнику, члену Союза художников России Дарье Андреевне Румянцевой, часовню Боголюбской иконы Божьей Матери теперь украшают две прекрасные мозаики, а надвратный образ Казанской Божией Матери для Казанского собора – еще одна. Автор произведений декоративно-прикладного и монументального искусства Дарья Румянцева преподает в монументальной мастерской в МГАХИ им.В.И.Сурикова, являясь выпускником Творческих мастерских при Российской академии Художеств.
Ее мозаики, запечатлевшие библейские образы и сюжеты, символичны, при этом ясны и лучисты – очевидно, как и сам мастер. Божия Матерь с младенцем Иисусом на руках сердобольна и соткана из любви, которой точно хватит на весь мир: уставший, одинокий и эгоистичный.
Трогательная мозаика с рыбой и хлебами явно отсылает к эпизоду Евангелия от Марка, в котором Иисус взял пять хлебов и две рыбы, поднял глаза к небу, благословил пищу. Он передавал их ученикам, которые делились ими с народом – и всем хватило, все остались сыты и счастливы! Бесконечно глубокий голубой цвет фона радует и вселяет надежду… и на чудо тоже.
А какой красивый лик, полный уверенности и непоколебимой веры, у Архангела Гавриила в исполнении Дарьи! Послуживший таинству нашего спасения, открывший тайное знание Бога, Архангел Гавриил теперь станет присматривать за прихожанами, оберегая от сомнений и страхов. «Всевышний — сила моя» - не поспоришь!
«Мое знакомство с Академической дачей произошло в сентябре 2021 года, когда я была участником молодежного потока от СХР. Благодаря Союзу я попала сюда, создала ряд работ, с которыми потом участвовала в крупных выставках, прониклась духом этого места. Очень здорово, что Союз сохраняет традицию молодежных потоков: молодым художникам важно быть частью творческого сообщества.
Было очень интересно создавать мозаики, решая в каждой свою художественную задачу. Две мозаики выполнены на голубых фонах - это Архангел Гавриил и символический образ притчи о насыщении множества народа пятью хлебами и двумя рыбами. Эти мозаики яркие, праздничные. Надвратная мозаика сделана на золотом фоне, что предполагает совсем другое цветовое решение, потому что золото очень активно влияет на тон всего изображения. Она более строгая, сдержанная, здесь главное - лик и эмоции Божьей Матери и Иисуса Христа. Благотворителем выступил житель города Вышний Волочек Олег Николаевич Глазов, друг и сподвижник художников Академической дачи», - рассказывает Дарья.
Мозаики для монастыря выполнены на Академической даче имени И.Е.Репина – возрождающейся, привлекающей художников со всей страны творческой атмосферой и энергией любви. Дача снова становится арт-резиденцией, культурным и идейным центром Тверской области, Москвы, Санкт-Петербурга, да и всей России; определяет художественные настроения. Здесь снова, как и в советский период, могут создаваться эпохальные вещи, вещи, которые будут составлять золотой фонд российских музеев. Этот культурный центр призван вдохновлять людей думать и чувствовать, замирать перед шедеврами, как когда-то зрители восторгались работами И.Е. Репина, А.И. Куинджи, братьев Ткачевых, Г. Коржева, В.М. Сидорова, Ю.П.Кугача, В. Стожарова, Б.Угарова…
Есть полотна, действующие одухотворяюще, возвышающе, пробирающие до слез и мурашек. Такими на Академической даче хотелось создать и мозаики, перед которыми люди будут молиться, узнавать историю христианства и укрепляться в вере. Это настолько важно - создать честное, достойное, ответственное, по своему подходу, произведение. Дарья Румянцева признается: «Как только подумаю, что люди обращают свои молитвы к иконе, созданной мной, приходит понимание, какая это ответственность - сделать глубокий, сложный образ, не просто схематичный, условный, а попытаться вложить в него смысл. Для этого нужны время, концентрация, спокойствие, все те условия, которые созданы на «Академичке» для комфортного проживания художников, где можно забыть обо всех тяготах быта и просто заниматься созданием серьезных работ. Особенно хочется сказать «спасибо» директору АНО по развитию изобразительного искусства Дом Творчества «Академическая дача имени И.Е. Репина» и секретарю Союза художников России по работе с молодыми художниками Максиму Михайловичу Титову и всему коллективу за то, что, благодаря их труду, дача работает и развивается. Очень здорово, что сейчас происходит возрождение этого места, чтобы наше искусство снова вышло на новый виток создания произведений, заставляющих задуматься и заглянуть себе в душу».
Дарья Румянцева, Карина Погосова