Найти тему
Московские истории

Коктебель: Нас поселили в «голубятню» - на плоских крышах корпусов были возведены такие строения-клетушки

Тут зима на носу, а Виктор Терехов предлагает вспомнить теплое море. Ну что ж, разнообразим нашу жизнь.

В 1985 году мы с женой в первый раз поехали отдыхать в Крым. До этого три года никуда не ездили из-за рождения нашего первенца, но потом наши родители ушли на пенсию и взяли у нас ребёнка на период отпуска.

Коктебель, пирс.
Коктебель, пирс.

Местом нашего отдыха стала турбаза «Приморье» в Коктебеле (тогда Планерское), в те годы вторая по величине в СССР. Как я писал ранее, место там нам предоставили по звонку начальницы феодосийского отделения «Союзпечать» Ларисы Николаевны, с которой по работе была связана моя жена. От автовокзала у станции «Айвазовская» до Коктебеля мы доехали на автобусе, но можно было выбрать и морской путь. Рядом с ж/д вокзалом Феодосии находится порт, от которого на катере можно было добраться прямо до Коктебеля.

Прибыв на турбазу нам надо было подойти к ее директору и сказать от кого мы приехали. С собой мы взяли в подарок бутылку коньяка, но, увидев солидного человека в золотых очках, похожего на Лаврова (тогда еще не министра), оробели: несолидно как-то дарить коньяк такому человеку.

Наша турбаза.
Наша турбаза.

Место нам досталось не из лучших. Сами корпуса были хорошие, номера со всеми удобствами, но нас поселили в так называемую «голубятню». На плоских крышах корпусов были возведены деревянные строения-клетушки, с минимумом мебели: две кровати, шкаф, стол, стулья. Окон не было - только остеклённая стена, дверь которой выходила на галерею. Туалет и душ - в коридоре корпуса. За день солнце нещадно нагревало крышу и воздух в комнате, и не проветришь - окон нет.

Турбаза, наш корпус. Наверху - "голубятня".
Турбаза, наш корпус. Наверху - "голубятня".

Из-за жары все спали с открытыми дверями, только задёрнув портьеру. Однажды все проснулись от истошного вопля: «Вот он, гад, ловите его!». Оказалось, что ночью в комнаты тихонько пробирались воры и брали там, что плохо лежит. Кто-то проснулся и спугнул вора, тот убежал по пожарной лестнице. На следующую ночь все позакрывали двери, кроме нас. Мы решили, что в такой духоте можно и концы отдать. Только при входе поставили стулья, а на них бутылки с водой - «сигнализация»!

В Коктебеле мы вечером часто прогуливались по набережной возле Дома творчества писателей, там продавались картины художников, разные поделки, самоцветные камни, найденные в окрестностях Карадага, который тогда уже был заповедной зоной. Жена купила там бирюзу, потом сделала из нее серьги. Пляж у писателей был закрытый, но в их летний кинотеатр продавали билеты.

Коктебель, могила Волошина.
Коктебель, могила Волошина.

Нам очень понравился Дом-музей Максимилиана Волошина. Посетили и могилу поэта написавшего:

И на скале, замкнувшей зыбь залива,
Судьбой и ветрами изваян профиль мой.
Бронзовая голова "взята" с памятника М. Волошину, на берегу, перед его домом. Источник https://supersnimki.ru.
Бронзовая голова "взята" с памятника М. Волошину, на берегу, перед его домом. Источник https://supersnimki.ru.

Каждое утро на турбазе из репродуктора неслась песня Тухманова : «Я еду к морю» («У самого подножья Карадага есть Коктебель…»). Народу на пляже всегда было очень много, лежаки приходилось занимать с самого утра или уходить плавать на камни, где людей мало. Кормили отдыхающих в ресторане «Эллада».

Ресторан "Эллада".
Ресторан "Эллада".

После ужина он работал как городской ресторан. Несмотря на громкое название, меню разнообразием не отличалось, порции были довольно скудные, но, на моё счастье, за нашим столом сидела бабушка с маленьким внуком-малоежкой - мне доставалась бОльшая часть его еды. Развлечений особо не помню, приезжали с «чёсом» какие-то левые артисты, вроде третьего состава Театра на Таганке с программой «Воспоминания о Владимире Высоцком», где они рассказывали о своей «дружбе с Володей», распевая под гитару его песни.

Слева моя Лена, справа - Лена из Киева.
Слева моя Лена, справа - Лена из Киева.

В первую неделю отдыха мы ездили в Феодосию в галерею Айвазовского, ходили в поход по горам Эчки Даг до Лисьей бухты. На Карадаг, в заповедную зону, вход для туристов был закрыт. Обратно до Коктебеля плыли на пароходе, мимо «Золотых ворот». Познакомились с молодой девушкой Леной из Киева. Она потом к нам в Москву приезжала в гости с тортом «Старокиевский».

Наша компания. Я справа внизу.
Наша компания. Я справа внизу.

Через неделю у нас сложилась дружная компания москвичей. Сначала познакомились с соседями по «голубятне» Юрой и Мариной, в Москве они жили в доме на Смоленке, где был магазин «Машенька». Прямо над ними была квартира Лионеллы Пырьевой и Олега Стриженова. Юра раньше был спортсмен-пятиборец, плавал как дельфин, доставая рапанов с большой глубины. К тому же он был замечательный рассказчик. Однажды вечером сидели на нашей антресоли, играли в карты и умирали со смеху от его анекдотов.

Юра и Марина нас познакомили с ещё одной парой отдыхающих "по курсовке", а те - с Володей и Леной, проживающими в нашем корпусе, в хорошем номере. Потом мы всё время проводили вместе, играли в преферанс, «Кинга» и пили замечательное шампанское «Новый Свет», хотя уже начиналась Горбачёвская «борьба за трезвость» и очереди в винный были немаленькие.

В Тихой бухте. Моя жена Лена.
В Тихой бухте. Моя жена Лена.

Однажды решили пойти на целый день в Тихую бухту с прекрасным пляжем. Туда надо было долго идти вдоль берега. В этой бухте снимали немало фильмов - от «Алых парусов» до «Пиратов ХХ века». Мы взяли с собой мяч, вино, арбуз, но только расположились, как погода резко испортилась и начался сильнейший ливень с градом. Спрятаться там было негде, мы сбились в кружок, головы закрыли подстилками, а по спинам минут пять барабанил град. Потом долго добирались назад: почва раскисла, и вьетнамки на ней скользили.

По окончании отпуска мы добрались в Феодосию на корабле «Витя Коробков», названным так в честь юного партизана, погибшего во время войны. Потом - поезд, который отходил тогда из Феодосии под старинный марш «Тоска по Родине».

В качестве иллюстраций кроме фото автора использованы открытки.