Еще в конце 19ого века философ-психолог Уильям Джеймс (1884) и физиолог-медик Карл Ланге (1885) независимо друг от друга выдвинули гипотезу (периферическая теория Джеймса-Ланге), которая рассматривала механизм работы эмоций несколько парадоксально. Они предполагали, что эмоция — это лишь осознание телесных изменений, которые возникают под воздействием стимула. То есть, мы плачем не потому, что нам грустно, а нам грустно, потому что у нас текут слезы; мы убегаем от опасности не потому, что боимся, а, наоборот, убегая, мы осознаем в себе страх.
Звучит, на первый взгляд, бредово, но дальнейшие теории эмоций не полностью раскритиковали эту концепцию (хотя, кажется, следовало бы), а пытались ее «скорректировать». Такое направление получило название «Психофизиологических теорий эмоций» и основная идея их в том, что ключевую роль в формировании и регуляции эмоций у нас играют физиологические и телесные процессы. И это имеет смысл, так как эмоции тесно связаны с физиологическими процессами. К тому же физиологические реакции легко исследовать, что является несравненным плюсом для науки, то есть перспективы у этих теорий были и есть.
Так, центральная теория Кеннона-Барда (1927) гласит, что таламус (как считали авторы — мозговой центр эмоций) посылает нервные импульсы одновременно и в кору, порождая сознательное переживание эмоций, и в вегетативную нервную систему (ВНС) — создавая физиологическое возбуждение. То есть опознание в себе эмоции и физиологическое возбуждение происходят одновременно, а не поочередно. Также физиологическое возбуждение может возникать при физических нагрузках, что вообще никак с эмоциями не связано; возникает вопрос: почему мы не боимся всякий раз, когда выходим на пробежку. Кстати, Джеймс не отрицал существование неких интеллектуальных эмоций (восторг от шедевра, радость от выполненной умственной задачи), которые возникают без активации ВНС, но более частые эмоции объяснял своей периферической теорией.
История развития психофизиологических теорий эмоций достаточно обширна. Еще одна, которую стоит осветить — теория лицевой обратной связи (Tourangeu & Ellsworth, 1979). В предыдущих теориях считалось, что мы испытываем эмоцию в ответ на то, что происходит с нашей вегетативной нервной системой: с процессами дыхания, сердцебиения, пото- и слюноотделения, ЖКТ и т.д. Но авторы этой теории решили сместить фокус на мимику, то есть в возникновении эмоции — говорили они — важную роль играет информация, получаемая человеком от собственных мышц лица, участвующих в выражении эмоций. В дальнейшем в этой теории учитывалась обратная связь не только лицевых мышц, но и в принципе жесты, позы и другие движения человека. Было проведено исследование (1974), в котором участникам демонстрировали видеоматериал с нейтральным содержанием, но одним говорили удерживать радостную гримасу во время просмотра, а другим — раздраженную. Результаты по оценке видеоматериала как развлекательного или вызывающего злость оказались соответствующими.
Немного отвлечемся от психофизиологических теорий и поговорим об одной когнитивной теории эмоций — двухфакторная теория Шехтера-Зингера (1962) — авторы путем исследований выяснили, что переживание эмоции обусловлено сочетанием двух факторов:
- В теле должно быть неразборчивое физиологическое возбуждение: учащенный пульс, дыхание, различные ощущения в животе, жар или холод и т.д.
- Ситуация, в которой возникло это самое физиологическое возбуждение, должна дать нам информацию для интерпретации этого возбуждения в терминах эмоций.
Другими словами, ситуация (например, хоррор-квест) запускает нашу физиологию (отсылка к психофизиологическим теориям), и мы, оценивая эту ситуацию как пугающую, будем и свою вегетативную активность оценивать как страх. Представителями данной теории было проведено одно интересное исследование.
Исследование Арона и Датона «Подвесной мост» (1974). Было два моста: один — обычный широкий, второй — подвесной, шатающийся, расположенный на большой высоте. На середине каждого моста стояла одна и та же девушка-исследователь (в разное время, разумеется). Она стояла какое-то время и останавливала мужчин, чтобы те прошли некий опросник. Опросник этот не имел никакой связи с тем, что Арон и Датон исследовали на самом деле; он был лишь предлогом начать коммуникацию с незнакомцем. Далее, она оставляла им свой номер телефона, чтобы мужчины, в случае если им интересны результаты опросника, перезванивали ей. Результаты: мужчины, прошедшие опросник на подвесном мосту, чаще перезванивали девушке, чем мужчины, прошедшие опросник на обычном мосту. Объясняется это тем, что на подвесном мосту было более тревожно, физиологическое возбуждение было выше, но когнитивная оценка этого физиологического возбуждения ошибочно интерпретировалась как будоражащие чувства к девушке, нежели как страх высоты или пр. страхи, связанные с пребыванием на подвесном мосту.
Несмотря на красоту теории, в ее адрес так же была критика, ведь мы можем испытывать эмоции и в отсутствии одного из двух факторов, которые были выдвинуты авторами как ключевые.
Описанные выше теории хоть и были раскритикованы, имеют в себе и долю правды; в науке в принципе всегда так — теория должна быть опровержимой. Но основная суть здесь следующая — между нашим сознанием (тем, о чем мы можем отчитаться, что контролируем) и автономными процессами тела (которые не контролируем напрямую) присутствует связь; не стоит понимать ее в возвышенных терминах — мы просто получаем от тела информацию так же, как и информацию о внешнем мире, считываем ее, как-либо интерпретируем, и эта интерпретация может сказываться на дальнейшем развитии процессов в теле как, например, если счесть висящее на вешалке пальто в темноте за человеческий силуэт: мы начинаем бояться больше не только потому что видим силуэт, но и потому, что тело начинает активироваться, дрожь, учащенный пульс и затаившееся дыхание так же дают нам понять, что нам страшно (хоть и не всегда это осознается из-за фокуса на внешней «опасности»). В основе такого процесса лежит механизм, называемый соматосенсорной амплификацией. Сам по себе этот механизм безобидный, ведь действительно, если мы в спокойной обстановке сосредоточимся на ощущениях от своего тела, мы начнем замечать «жизнь» в теле — как если обратить внимание на то, что мы обычно игнорируем на себе одежду или свой нос, когда просто смотрим вперед.
Знание психофизиологических теорий помогает нам понять, как мы испытываем и регулируем эмоции, опираясь на информацию нашего тела, а знание двухфакторной теории позволяет увидеть, как, порой, ошибочно получается опознавать свои эмоции, когда опираемся на ситуативные факторы.
Рекомендуемая литература по теме:
- Илиьн Е.П. Эмоции и чувства. — СПб: Питер, 2001. — 752 с.
- Кравченко Ю.Е. Психология эмоций. Классические и современные теории и исследования: учебное пособие / Ю.Е. Кравченко. — М.: ФОРУМ, 2018. — 544 с.
Автор: Шанан Амир
Психолог
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru