Папуасы – это несколько сотен древних народов. Собственно, у каждого из этих народов есть свое самоназвание, и специалисты их знают, но для удобства эти народы объединяют под названием папуасов. И в этом названии нет ничего обидного – это лишь европеизированное малайское слово "папува", "кудрявый". Согласитесь, папуасы – действительно кудрявые люди.
Как у любых древних народов, у папуасов есть довольно развитая мифология, но при некоторой общности эта мифология на самом деле - смесь локальных верований, мифологических представлений с общими культами (например, обязательным культом предков).
Культ родовых пращуров очень важен для племен папуасов. С этим культом связан целый ряд важных церемоний. Например, погребальных, что понятно: при "переходе" человека из мира живых в мир мертвых без обращения к духам предков не обойтись. Не менее важна помощь пращуров и при инициациях. Поэтому предки в виде идолов присутствовали у общественных (мужских) домов.
На северо-востоке острова Новая Гвинея в деревянные фигуры предков - их называют корвары - вкладывают черепа. А жители залива Астролябии, о которых писал Миклухо-Маклай, обходятся без такого шокирующего натурализма и устанавливают телумы (так называются там идолы предков), как положено, в общественных домах или перед ними.
У народа асмати также имеются названия для скульптур предков – кауэ. А вот если скульптура изображает двух или даже трех человек друг на друге, то ее называют бис. Они символизируют связь поколений. Кстати, духи предков могут вести себя агрессивно – это могут быть духи людей, умерших не своей смертью, или тех, кто был редиской при жизни.
Однако кауэ, говорят, не столь долговечны, как мы могли бы подумать, глядя на них в музеях. Например, для церемонии поминания усопших (особенно умерших недавно) такие кауэ делают специально, с соблюдением ритуалов, а после церемонии разрубают топором и прячут в чаще леса.
Впрочем, чтобы вы не думали, будто папуасы вырезают из дерева исключительно фигуры предков, мы познакомим вас со статуэтками, которые изображают самих аборигенов за разными занятиями.
Например, два мужичка в центре занимаются разделкой пойманного краба, слева мужичок держит барабан, а справа – копье. Кстати, вы заметили, что групповая скульптура декорирована растительным волокном?
Статуэтки были собраны на индонезийском острове Новая Гвинея у народа асмат в 1970-х годах. А вырезали их мастера из мангрового и железного деревьев.
А центральная скульптура на этом коллаже изображает воинов, которые закончили охоту за головами и возвращаются домой. Видите, чем они занимаются? Слева асмат делает каменный топор, а справа – асматка поит или кормит большую птицу из чаши.
Кстати, в коллекции Матишека очень много предметов, изготовленных именно асматскими мастерами. А помимо идолов в культе пращуров асматы используют и другие экзотические артефакты. Например, вурамон и ндамбиркус. О них мы расскажем в отдельных публикациях.
Подписывайтесь на канал "Древности нашей ойкумены"! У нас много интересных материалов по истории и археологии.