Найти тему

Бизнес Vs. Искусство: маргиналии на полях интервью с Анастасией Четвериковой

Текст написан как заметки на полях к интервью с Анастасией Четвериковой на канале "Основа" (https://youtu.be/zRnJdn9Em1s)

Я давно уже пришёл к выводу, что один из ракурсов, с которого надо смотреть на бизнес (впрочем и на другие вещи тоже) - это искусство. Но как же много надо почитать, послушать и посмотреть, чтобы хоть чуть-чуть научиться смотреть с этого ракурса. Думаю, что книга Насти, которая упоминается в видео - вполне подходящий способ начать этот путь. Я начинал с Паолы Волковой и Гомбриха.

Бизнес - как искусство, чтобы его понять, надо посмотреть несколько раз, тогда придет какое то понимание. Причем если смотреть совсем долго много раз через промежутки времени), то понимание будет меняться (развиваться) со временем.

О бизнесе. Познавание бизнеса

Бизнес можно познавать тремя способами:

(1) с помощью науки

(2) с помощью проб и ошибок

(3) с помощью искусства (самый приятный способ)

Смотреть на картины можно глазами:

(1) художника (или Почему Пикассо не ходил на выставки картин),

(2) коллекционера,

(3) искусствоведа,

(4) филистера (простого человека)

Соответственно, смотреть на бизнес можно и нужно глазами:

(1) собственника,

(2) топа,

(3) сотрудника,

(4) поставщика,

(5) клиента,

(6) консультанта,

(7) …

О бизнесе. Развитие бизнеса

Возрождение - это по сути возрождение понимания греческого искусства. Почему оно случилось? В том числе потому что турки захватили Константинополь: люди знающие греческий язык и искусство Греции приехали в Европу, в частности их с удовольствием приняли во Флоренции.

То есть произошел скачек развития за счет “нового” знания.

Но гораздо сильнее искусство развивается за счет развития технологий. Появление новых технологий всегда является толчком развития искусства. Впрочем, и технологии развиваются благодаря развития искусства.

Экспрессионисты появились между двух самых жестоких войн, когда убивали и калечили очень много людей. А что надо будет нашим людям в 2023 году?! Посмотрите “для оптимизма” картину Фрэнсиса Бэкона “Эскиз для трёх голов”.

Ян ван Эйк сделал технологическую и методологическую революцию в искусстве: краски, холст, парные портреты, зеркала и многое другого.

Леонардо да Винчи изобрел: фон, перспективу, золотое сечение и размытый фон. Он стремился к к реализму!

Католическая церковь привлекла художников и орган для успеха в конкуренции с протестантами.

Первобытные художники - это шаманы: они рисовали то, что хотят воплотить в жизни. Их рисунки - это всё магические ритуалы, магические изображения. Они были сакральны.

Босх! Это было время, когда людям было скучно: они сидели вечерами и рассматривали детали на картинах. Северное возрождение компенсировало людям скуку. А чем сейчас ваш покупатель занимается? какие у него проблемы со временем? Как на это влияет ваша продукция?

Ван Гог. Причина его феномена - он не умел рисовать :-)

Он (как и все постимпрессионисты) пропускал всё через себя, стул для него - это портрет. Импрессионисты ловили момент.

Свет! Вспоминаем Караваджо! Луч из окна показывает главное, в кинематографе тоже самое. Свет делает акцент. Как освещается наша выставка? На что и как делаем акцент? В каталог мы пользуемся светом?! “Ночной дозор” оказался дневным дозоров после того как его почистили :-)

Время и бизнес

Большинство художников и коллекционеров развивалась, изменяло свои взгляды (менялись) во времени, как за счет образования, так и за счет восприятия новых технологий. Отказ от изменений в бизнесе и продукции при изменении технологий и контекста - причина гибели бизнеса.

Понимание искусства

Сегодня нельзя брать на работу маркетологов, которые не знают и не понимают искусство. Понимание того, что сейчас происходит на рынке невозможно без понимания современного искусства и без знания его истории.

Энергетика бизнеса - также как энергетика картин - надо посетить, почувствовать, по цифрам не понять

Мемы

Это наша новая реальность. Мемы вокруг нас, они побеждают анекдоты.

Читаем Докинза “Эгоистичный ген” и смотрим видео Почему мы любим мемы? А также слушаем подкаст Анастасии Четвериковой про мемы.

Но для того, чтобы их понимать и использовать надо знать искусство.

Лекция Четвериковой про мемы научит понимать суть мемов, находя их источник.

Цена!

Цена также определяет, что есть хороший продукт, а что посредственность. Не только качество и дизайн, но и цена тоже!

Что посмотреть

Канал Насти Четвериковой

Подкаст Насти Искусство для пацанчиков:

Фильм “Смотритель Третьяковской галереи” (Это канал “Раскадровка”, там много сюжетов про разные профессии)

Фильм “Выход через сувенирную лавку” (про Бэнкси).

Фильм “Человек, который изменил всё” (про креатив в бизнесе и применение ТОС).

Что (кого) почитать

Татьяна Пигарева - специалист по искусству, испанист.

Анастасия Четверикова “Искусство для пацанчиков”, лекцию по Кандинскому

Что послушать

Послушать Музыку Александра Мосолова - музыка заводов - для оркестра и металлического листа.

Мы отставали в музыке - 1942 год: Шестанович Vs. Джон Кейдж. Сейчас догнали.

Не забывать водить гостей Санкт-Петербурга в музеи

Музей квартира Бродского (рядом Михайловским театром). Это художник, не поэт :- ) . Музей-квартиру поэта Бродского тоже следует посетить (она на Литейном проспекте).

Пенаты. Дом-музей Репина в пригороде.

Бизнес идея

Школа искусств для взрослых (музыка, художество, танцы). Мечта Ван Гога в Арле: создать школу для тех, кто не умеет рисовать, то есть для таких же как сам Ван Гон.

Разные подходы к коллекционированию

Щукин подбирал интуитивно. Морозов подбирал системно, “как училка”,последовательно, со знанием дела.

Сейчас читаю книгу про Щукина, следующей будет про Морозова, потом Третьяковы.