Найти тему

Несколько слов о Царствии Божьем

С психологом разговаривают разные люди. И люди, причисляющие себя к верующим, в том числе к членам христианской конфессии, тоже разговаривают. В России, например, живёт достаточное количество людей, принадлежащих к восточной византийской церкви: или, как они сами себя называют, православных. Они точно так же приходят к психологу для решения своих психологических проблем.

Это, в известной степени, психолога удивляет, ибо он довольно хорошо осведомлён о позиции служителей этой самой церкви по вопросу решения их адептами проблем, в том числе психологических. Как правило, эта позиция состоит в том, что решение всех своих проблем, включая психологические, адепту восточной христианской церкви следует переложить на Бога: конкретно, на Христа. Да и, в целом, концепция других аврамических религий, иудаизма и ислама, состоит примерно в этом же: просите, и дано вам будет…

А тут, понимаешь ли, человек вроде как заявляет своим визитом к психологу о намерении самостоятельно, не перекладывая сие на Бога, решать свои психологические проблемы. Да ещё и выбирает для содействия в этом вопросе не священника, а психолога. Тем самым как бы то ли признавая тот факт, что «у Бога нет никаких других рук, кроме моих», то ли вообще считая, что у Бога достаточно более серьёзных проблем для Его непосредственного вмешательства, а вот для решения психологических проблем своих адептов он, так сказать, и сотворил психологов…

С обеими этими сентенциями психолог, разумеется, согласен.

И вот такой верующий человек часто говорит с психологом, так сказать, на своём специфическом языке. Использует, например, обороты вроде «за что меня Бог наказывает?» Или, наоборот, удивляется, почему его Бог до сих пор терпит.

И даже может разговориться с психологом по вопросу обретения Царствия Божьего.

Ну, а почему нет?..

Психолога сей вопрос ведь тоже интересует. И уж, совершенно точно, психолога интересует, каким образом это самое Царствие Божье собирается обретать его пациент/клиент. Это, так сказать, краеугольный камень в основе мировоззрения человека: да-да, тот самый, который отвергли строители…

Тут, конечно, у психолога два пути. С одной стороны, эрудированный и образованный психолог с широким кругозором вполне может притвориться священником. И поговорить с пациентом/клиентом на этом самом языке и в этом самом контексте, оперируя цитатами из Ветхого и Нового Завета, или из Корана. И даже получить некий результат.

Кстати говоря, эрудированный и образованный священник с широким кругозором тоже вполне может притвориться психологом, и такие случаи нередки. И даже получить результат, используя в общении с прихожанином сугубо психотерапевтические приёмы. И психолог тут, разумеется, совершенно не будет ревновать. Как говорится, дай Бог…

Есть у психолога в общении с верующим пациентом/клиентом и второй путь. А именно: не притворяться священником, и адептом его конфессии тоже не притворяться, а постараться раскрыть те специфические понятия, что использует пациент, под несколько другим углом.

Тем самым помогая человеку выйти за пределы собственной привычной матрицы и осознать то, о чём он говорит, в более широком контексте…

Конечно, тут сразу вспоминаешь об «оскорблении чувств верующих». И хочешь эти самые чувства не оскорбить.

Но психологу проще. Он, во-первых, профессионально понимает под «чувствами» — ощущения, работу органов восприятия, а именно, зрение, слух, обоняние, осязание и вкус. А оскорбить зрение или обоняние ведь невозможно, правда: даже если предложить вам посмотреть или понюхать что-то непривычное?..

То есть для психолога речь идёт не об оскорблении «чувств», а о возможном оскорблении убеждений.

И тут, во-вторых, психолог делает всё, чтобы эти убеждения не оскорбить.

Он может их пошатнуть. Может разрушить вообще до основания, если именно на этих, не вполне адекватных реальности убеждениях, и держатся все те психологические проблемы, с которыми к нему пришёл человек. Но не оскорбляя при этом...

Например, насчёт Царствия Божьего и его обретения, психолог может пояснить следующее.

Он может сообщить, что Христос, описывая Царствие Божие, имел в виду ровно то же самое, что и все пророки, описывавшие до него: Шива, Будда, Лао Цзы... Да и пророк Магомет, да благословит его Аллах и приветствует, то же самое имел в виду, описывая сие уже после Христа…

А именно: спокойствие ума, освобождающее от тревоги и страха.

Именно поэтому Христос многократно повторял идею о том, что "Царствие Божие - внутри вас».

В буддистских и даосских медитативных практиках существует понятие "наблюдатель за наблюдателем". Это когда вы уже не только научились отделять своё собственное от мышление от своего же собственного внимания (то есть научились осознанно наблюдать за своим мышлением), но и освоили навык наблюдать за собственным вниманием…

Ну, это как если бы вы сидели в кинотеатре и смотрели фильм на экране. А потом вдруг повернулись в противоположную сторону, и, перестав разглядывать экран, на котором движется великая иллюзия из империи грёз, принялись столь же пристально рассматривать узкую щель кинобудки, из которой вам всё это на экране и показывают...

То есть проявили внимание по наблюдению за собственным вниманием.

А внимание, наблюдающее за вашим вниманием — это ведь уже, вероятно, не ваше внимание, а чьё-то чужое, не так ли?..

А отсюда, собственно, и до Царствия Божия рукой подать… По крайней мере, никаких тревог и страхов, свойственных обычному человеку, практик этого уровня уже не переживает…
На санскрите эти уровни внимания называются вигьянамайя коша и анандамайя коша. Практика освоения этих уровней предполагает серьёзную борьбу против собственного Эго. Поэтому дохристианские практики и начинаются с базового нравственного учения в виде ямы-ниямы, а христианство просто переформулирует это учение в контексте десяти заповедей…

Иными словами, просто перестав врать и воровать (во всех возможных смыслах этих двух слов), пациент оказывается способен к психоэмоциональной практике, которая, в перспективе, приведёт его к освобождению от перманентных тревог и страхов, составляющих базовое состояние обычного человека. Повторяю: не сразу придёт к этому состоянию, а окажется способен начать в принципе к нему двигаться…

Нет, разумеется, полная и окончательная победа Царствия Божия в пределах психики отдельно взятого пациента невозможна без вмешательства, так сказать, хозяина царствия… Не зря же йоги утверждают, что активировать шесть чакр, от Муладхары до Аджны, человек способен самостоятельно, а вот активировать седьмую, Сахасрару, можно только при некоей «внешней» поддержке… Эта дверь — она, так сказать, снаружи не открывается: только изнутри. Если отопрут...

Но это в теории. А на практике психолог (да и священник) имеет дело с людьми, которые не то что в седьмую дверь пока что не постучались — они даже во вторую-третью с трудом протискиваются, боком, и с кряхтением… Так что до победы ещё далеко.

Вот и получается, что стяжание Царствия Божия в психотерапевтическом ракурсе оказывается ни чем иным, как борьбой против собственного эгоизма и развитием способности к осознанному мышлению, к концентрации, к вниманию.

А борьба против собственного Эго успешно производится и в рамках психотерапии, равно как и кардинальное повышение собственной осознанности. Так что, в известном смысле, и в процессе общения с психологом вы движетесь в направлении Царствия Божьего…