Найти тему
Генетика для всех

Интеллект наследуется от матери

Оглавление

Так что, хотите умных детей - ищите им умную маму.

Впрочем, даже и умная мама - это не 100% гарантия высокого интеллекта потомства, поскольку есть нюансы, которых мы тоже коснёмся...

Я, конечно, понимаю, что Вы ждёте аргументов. И, как говорится,: "Их есть у меня!"

И что, разве учёные обнаружили какой-то ген ума, передающийся только от женщин? Нет, конечно. Интеллект - понятие весьма широкое. Тут и способность к восприятию, и к запоминанию, к сравнению, к анализу информации, к её обобщению с последующими выводами. Понятно, что одному гену, даже самому умному :-), с таким перечнем обязанностей не справиться. Генетики говорят не об одном, а о 52 человеческих генах, связанных с интеллектом. Всё это гены, отвечающие за определённое строение и функционирование нервной системы, и в первую очередь - головного мозга.

Так вот, большинство этих генов расположены в Х-хромосоме!

Но позвольте (это я сейчас в роли своего же оппонента), разве только у женщин есть Х-хромосомы? Одна Х-хромосома есть и у мужчин! Смотрим на схему и убеждаемся в том, что Х-хромосома приходит в генотипы детей не только с яйцеклеткой от мамы, но и со сперматозоидом от папы:

Как видим, это мальчики получают Х-хромосому только от мамы, потому можно согласиться с тем, что их интеллект определяется исключительно мамиными генами. Но девочки! Они-то получают одну Х-хромосому от мамы, а другую Х-хромосому от папы. Хотя бы на интеллект дочерей отцы влияют?

Увы. Нет. Это выяснили учёные из Кембриджского университета ещё в 1984 году:

Surani, M. A.; S. C. Barton & M. L. Norris. (1984) Development of reconstituted mouse eggs suggests imprinting of the genome during gametogenesis

Barton, S. C.; Surani, M. A. & Norris, M. L. (1984) Role of paternal and maternal genomes in mouse development

Что же им удалось узнать? Оказывается, существуют так называемые "обусловленные гены". Это ещё что за гены такие?

Обусловленные гены - это гены, которые способны к активности только при определённом условии - если они пришли в организм от родителя определённого пола.

Так вот, большая часть тех 52 "интеллектуальных" генов, активны только в том случае, если они достались вам от матери. Отцовские "интеллектуальные" гены девочки, пришедшие в её геном вместе с папиной Х-хромосомой, не работают. Они в отключке.

Представьте: вот кора головного мозга девочки, вот нейроны (нервные клетки) в этой коре, вот ядра этих нейронов, в которых содержится, как и в ядрах любых клеток организма, ДНК со всеми генами этой девочки. А вот и они - те самые интересующие нас 52 гена. Точнее 104. Потому что 52 из них пришли в геном ребёнка с яйцеклеткой и ещё 52 со сперматозоидом. И что мы видим? Мамины 52 гена "пашут", а папины?..

Вот и получается, что интеллект ребёнка зависит от маминых генов. У мальчика - потому как только от мамы он "интеллектуальные" гены и получает. У девочки - потому как только те "интеллектуальные" гены, что она получила с маминой Х-хромосомой, у неё активны.

Источник фото: http://wiselife.ru/vosstanovlenie-nejronnyx-svyazej-golovnogo-mozga/
Источник фото: http://wiselife.ru/vosstanovlenie-nejronnyx-svyazej-golovnogo-mozga/

Я не могу не добавить вот ещё что:

эксперименты, на основании которых были сделаны изложенные выше выводы, учёные проводили на лабораторных крысах. Использовать ту же методику на людях нет возможности, поскольку манипулировали с эмбрионами. Возможно, вы меня спросите, с помощью какого теста, Равена или Айзенка, проверяли интеллект крысиных эмбрионов. Понимаю вашу иронию и продолжаю. Выводы кембриджскими учёными были сделаны на основе использования методов генетической инженерии и вот каких наблюдений:

в одних оплодотворённых яйцеклетках крыс убирали все гены, пришедшие из отцовского организма и заменяли их на материнские - получался двойной материнский набор. В других - наоборот, убирали все материнские, заменяя их на второй комплект отцовских. Далее обе группы генномодифицированных делящихся зигот выращивали, условно говоря, "в пробирке", наблюдая за особенностями развития эмбрионов.

В обеих группах развитие эмбрионов происходило патологично, с отклонениями, и в конце концов завершалось их гибелью. И вот что было обнаружено: у эмбрионов без "отцовских" генов нормально не развивался средний, промежуточный и подкорковая часть переднего мозга (то, что называется лимбической системой), а у эмбрионов без "материнских" генов подобные проблемы возникали в коре больших полушарий переднего мозга.

Как известно, лимбическая система отвечает за гомеостаз (поддержание постоянства внутренней среды организма), за эмоции и их контроль, за память. Кора больших полушарий - материальная основа интеллекта. Из этого был сделан вывод, что материнские гены не работают в лимбической системе, но работают в коре больших полушарий, а отцовские - наоборот. Значит от пап мы получаем особенности нашей памяти и эмоционального самоконтроля, а от мам - интеллектуальные способности.

Ну и в заключение:

почему всё же даже и умная мама - не 100% гарантия умных детей?

А вдруг ребёнку от мамы достанется не та Х-хромосома, гены из которой работали в её клетках мозга с отличным результатом, а другая Х-хромосома, та, что себя не проявляла? А уж насколько были "интеллектуальны" гены в ней, кто знает?

Внимание! У данной статьи есть продолжения:

Ещё несколько статей о роли Y-хромосомы и Х-хромосомы:

Генетические болезни мужские и женские
Генетика для всех7 сентября 2020