Найти в Дзене

Среда, как третий педагог

На международном уровне растет осознание важности обучения в раннем возрасте, его влияния на каждого ребенка и роль в реализации его возможностей.

Наряду с профессионализмом педагога и качеством программы физическая среда рассматривается как важнейший партнер в когнитивном, социальном и физическом развитии, описываемый многими учеными как «третий педагог».

Проект «Сельский детский сад» Цзянсу Бейша. Китай. 2018.
Проект «Сельский детский сад» Цзянсу Бейша. Китай. 2018.

Качество физической среды напрямую влияет на результат обучения детей. Вернер, Пиаже и Монтессори, утверждали, что окружающая среда должна быть богата стимулами, давая простор для исследований.

Дизайн физической среды должен способствовать развитию у ребенка чувства компетентности (их способности самостоятельно исследовать физический мир), создавая возможности для обучения и игр.

Кфар Шмарьягу. Израиль. 2013. © Amit Geron
Кфар Шмарьягу. Израиль. 2013. © Amit Geron

Исследователями было выделено три конкретных аспекта физической среды, которые считаются наиболее важными для раннего обучения:

  • само пространство, способствующее исследованию, независимости и развитию (детское самоощущение и готовность к игре),
  • пространственные качества (через пространство, цвет, свет, шум и материалы),
  • интеграция внешней и внутренней среды.
Монтессори-гарден. Вьетнам, 2020.  Источник: https://www.archdaily.com/941551/mmg-nil-my-montessori-garden-preschool-hgaa
Монтессори-гарден. Вьетнам, 2020. Источник: https://www.archdaily.com/941551/mmg-nil-my-montessori-garden-preschool-hgaa

Исследования показали, что естественная игровая среда лучше подходит для когнитивного и физического развития детей, чем искусственные игровые площадки.

Например, дети, которые играют на природе, более требовательны к физическим нагрузкам по сравнению с традиционными игровыми площадками, в то время как те, кто посещал более естественный детский сад, демонстрировали лучшие моторные навыки, повышенную концентрацию внимания и меньше дней болезни.

Подготовлено по материалам Комаровой И.И., автора программы по развитию детской одаренности, кандидата исторических наук, ведущего научного сотрудника Совета по изучению производительных сил при Президиуме РАН и Минэкономразвития России.

Подписывайтесь на наш канал, чтобы узнать больше о работе с детьми дошкольного возраста.

#одаренность #дошкольноеобразование #дошкольноевоспитание #дети #детство #талант