Найти тему
Беседка

Электромобиль моей мечты

Оглавление

В комментариях к статьям об электромобилях всегда находятся восторженные почитатели электромобилей, которые считают,

  • что его батарея может выдержать 100 000 циклов,
  • что электричество всегда будет без дополнительных налогов,
  • что при этом бензин имеет энергетическую ценность 44 МДж/литр (на самом деле 44 МДж/кг и 35 МДж/литр),
  • что.... много еще что))

При этом, я не припомню среди восторженных комментаторов реального владельца. В лучшем случае, это владельцы гибрида, которые приписывают электрической части их авто просто несказанные свойства.

Хотя нет, вот "восторженный" отзыв министра промышленности и торговли России Дениса Мантурова:

Могу сказать из собственного опыта: автомобиль постоял ПОЛТОРА ЧАСА на морозе, мороз был минус 30. Я еле доехал до дома, потому что вместо заявленных 450 км осталось меньше 100 км а по факту — и того меньше.

И вот что-то я задумался, а каким должен СТАТЬ электромобиль, чтобы я захотел его купить.

Бензиновые автомобили обладают свойствами, которые нам настолько привычны , что стали незаметны для нас. Давайте разберем их все по порядку.

Текущие свойства электромобиля я буду брать на примере Teasla model S, параметры которой я в свое время хорошо изучил, а батареи с тех пор никак принципиально не изменились.

Дальность поездки на одной зарядке и плотность зарядных станций

Электромобили обладают более низкой дальностью поездки.

Например, я сейчас езжу очень мало, иногда буквально 100 километров в месяц, так как везде, до 1,5-2 км хожу пешком. И в такой ситуации, конечно, вроде электромобиль самое то, но я же сказал, что пешком, мне вообще никакой *мобиль для это не нужен вообще!

С другой стороны, мы как-то ехали с Дальнего Востока России. Так вот, на участке Новобурейский — Чита (1600 км) иногда заправок не было по 300км! И не только заправок, вообще ничего!

Я бы не рискнул ехать на электромобиле в таких условиях!

Отсюда проистекают 2 ТРЕБОВАНИЯ к электромобилю:

  • Чтобы пробег был на одной зарядке не меньше чем у авто с ДВС;
  • Чтобы "заправочная" инфраструктура имела такую же плотность, как АЗС.

Скорость зарядки

В домашних условиях зарядить электромобиль ночью, пока вы спите, не представляет никакой проблемы. А вот в поездке ждать несколько часов зарядки будет очень неудобно.

Отсюда ТРЕТЬЕ требование - время полной зарядки должно укладываться в 10-20, ну максимум 30 минут.

Эксплуатация в зимних условия

Зимой батарея электромобиля замерзает, как и батарея обычного смартфона. Думаю все сталкивались с этим. Но, если смартфон можно согреть теплом своего тела, то с электромобилем этот номер не пройдет.

В лучшем случае придется тратить энергию батареи на её же обогрев и на...обогрев салона, который в автомобилях с ДВС отапливается даровым теплом сгорания топлива.

Пробег на одной зарядке падет в несколько раз (смотрите выше отзыв главы Минпромторга)

Таким образом ЧЕТВЕРТОЕ требование:

  • Чтобы способность батареи отдавать энергию не зависела от окружающей температуры, по крайней мере в диапазонах, которые встречаются на планете в местах более менее массового проживания людей.

Что делать с отоплением салона, скажу чуть позже.

Вес батареи

Батарея Теслы весит около 400 кг и имеет емкость 85 кВтч, что эквивалентно по энергии всего... 9 литрам бензина, который весит всего 7 килограмм!

Да, ДВС имеет очень низкий КПД, около 30%, так чтобы получить 85 кВтч механической энергии надо около 30 литров бензина - три канистры, весом 20 кг.

Я не зря заговорил про вес и про канистры. В длительных перегонах легко взять с собой дополнительное топливо, если речь идет о ДВС.

Если же у вас электромобиль, вам надо брать с собой 400 килограммовую батарею, вместо всего трех канистр весом около 20 кг!

Может даже придется высаживать пассажиров, так как не хватит грузоподъемности электромобиля!))

ПЯТОЕ требование:

  • Чтобы удельная (на вес, объем) плотность энергии электрических батарей была не меньше удельной плотности энергии углеводородов.
  • Более того,
    с учетом того, что зимой надо обогревать салон и саму батарею, процентов на 20 больше!

Стоимость батареи

Батарея электромобиля, как и батарея телефона, имеет ограниченный ресурс. Декларируется 1000 циклов, но в реальности уже через 600 становится некомфортно пользоваться из-за быстрой разрядки.

И батарею невозможно отремонтировать! Можно только заменить. Стоимость новой батареи около 40 000 долларов... была. Сколько сейчас стоит или сколько будет стоить в ближайшем будущем - совершенно непонятно, из-за долларовой инфляции.

Новый ДВС тоже стоит сравнительно дорого, но думаю все же дешевле чем 40 000 баксов!)) Я ни разу не покупал новый мотор))

Но ДВС можно отремонтировать! И стоимость ремонта в наших условиях 1-2-3 тысячи долларов!

Так, что ШЕСТОЕ требование - чтобы батарея стоила раз в 10 дешевле, чем сейчас или количество циклов было бы раз в 10 больше...

Стоимость электроэнергии

Сейчас кажущаяся экономическая выгода электромобилей держится только на непропорционально дешевой электроэнергии и отсутствии дополнительных налогов на неё.

Если электроэнергия станет стоить соизмеримо топливу из углеводородов и на нее навесят такие же налоги как на бензин, то вся выгода ПОЛНОСТЬЮ пропадет.

А это неизбежно произойдет, при массовом внедрении электромобилей вместо авто с ДВС, так как будут падать налоги собираемые с продажи топлива и всем правительствам придется это как-то компенсировать.

Более того, летом 2022 года в Европе уже была ситуация, когда заправить электромобиль (гибрид) было дешевле чем его зарядить (на приблизительно одинаковый пробег)!

Но при выполнении всех остальных требований, экономика использования электромобиля позволит выдержать и повышение цен на электроэнергию и даже введение дополнительных налогов.

Правда, непонятно, выдержит ли это остальная экономика, но это уже выходит за рамки данной статьи.

ПОДВЕДЕМ ИТОГИ в части какими свойствами должен обладать электромобиль, точнее его батарея, чтобы он мог реально конкурировать с автомобилем на ДВС:

  1. Пробег на одной зарядке должен быть не меньше чем у авто с ДВС.
  2. Зарядная инфраструктура должна иметь такую же плотность, как и АЗС.
  3. Время полной зарядки должно составлять не более 30 минут.
  4. Батарея должна отдавать энергию вне зависимости от температуры окружающей среды, по крайней мере в диапазонах, которые встречаются на планете в местах более менее массового проживания людей.
  5. Удельная плотность энергии (объемная и на вес) электрических батарей была бы не меньше удельной плотности топлива на основе нефти.
  6. Стоимость батареи должна снизиться в 10 раз, чем сейчас или в 10 раз должен вырасти ее ресурс

Без выполнения этих требований, электромобиль будет экономически проигрывать авто с ДВС и более-менее может массово существовать только за счёт различных субсидий.

Но никакая экономика не выдержит массового субсидирования электромобилей!

Алексей