Найти тему

"Аэроград", или Тигрятник с револьвером, предатели советской власти и японские диверсанты

Этот фильм Довженко производит двоякое впечатление. С одной стороны он безнадежно устарел уже в момент выхода. С другой он показывает передовые явления для своего времени. Поэтому смотреть его крайне сложно, но интересно. Интересно с исторической точки зрения, не с художественной.

Ибо художественная составляющая не впечатляет. Борьба колхозников Дальнего Востока с диверсантами могла бы быть хоть сколько-то захватывающей, если бы всех пособников японцев не разоблачили уже в начальных титра. Да, так и написали: вот этот имеряк - пособник японцев и предатель. Кроме того, Семен Шагайда, сыгравший главную роль тигрятника-партизана Степана Глушака (оценили размах авторской мысли?), ужасен от первой до последней минуты. Несмотря на то, что в 1922-1928 гг. он учился в студии Березиль, играть он не умеет. Да, совсем. Он пафосен, фальшив и неубедителен. Гипертрофированное изображение эмоций, присущее Шагайде, органично смотрелось разве что на сцене античного театра. Но уже в XIX веке это было бы чересчур, то есть все эти приемы устарели. Кроме того, сценарист (а это опять Довженко) вложил в его уста крайне странный текст и заставил делать нелогичные поступки. Зачем этот персонаж сначала отошел в тайге от своего друга на полсотни шагов, а потом орал ему, что есть мочи, напоминая, как 30 лет назад жизнь спас? А вблизи и тихо это нельзя было сделать? И вообще в чем смысл этого поступка? Я понимаю, что первый звуковой советский фильм, "Путевка в жизнь", вышел всего 4 года назад и киноактеры намолчались за предыдущие три с половиной десятка лет. Но орать-то зачем? Кстати, это многих персонажей касается, редко кто из них произносит свои реплики тихо. Ну и, да, конечно, у нас каждый колхозник с рЫвольвером по тайге ходит. Без этого никак.

-2

Не менее ужасны японцы в исполнении корейских граждан страны Советов. Они карикатурны и нелепы. Все могу понять, но зачем самурай в тайгу с саблей поперся, да еще стал точить ее в лесной хижине, нет. На фига козе баян, а? Нет, признаю, артист совершил чудеса выдержки, проходив весь фильм с перекошенной физиономией. Но это дело не спасает.

-3

Так неужели в фильме вовсе нет ничего хорошего? Есть. Образы староверов. Вот они прекрасны настолько, что я начала подозревать, а не имел ли режиссер фиги в кармане.

-4
-5

Мастерски сняты последние кадры фильма, когда на берегу Тихого океана выстраиваются люди в белых мундирах и сообщают, что тут будет заложен новый город. А в небе проплывает армада самолетов, с которых десантируются парашютисты и голубая даль (ладно, фильм нецветной, так что серая) расцветает белыми куполами парашютов.

-6

Кстати, в этом вопросе СССР был впереди планеты всей. Напомню, что фильм вышел в 1935 году, когда во многих странах ВДВ еще не существовали или существовали разве что в проекте. Как раз в этом году учения Красной армии с высадкой десанта посетила французская делегация с целью изучения нашего опыта. Ее руководитель капитан Жейль совершил 10 прыжков и получил значок советского парашютиста № 111. Фредерик Жейль стал отцом-основателем французских ВДВ.

Члены французской делегации и советские офицеры в 1935 году.
Члены французской делегации и советские офицеры в 1935 году.

Но вернемся к фильму. Он крайне любопытен еще и с точки зрения агитации. Вот тут дело обстоит неплохо. Сын охотника Глушака - летчик, а сыгравший его Столяров - эталонный красавец. Что должны были увидеть зрители? Да, что в СССР людям открыты все пути. Кстати, жена Владимира Глушака явно из коренных народов Сибири. То есть, тут дружба народов (и любовь тоже) налицо.

-8

И еще очень хороши сцены, когда собираются бывшие красные партизаны и вспоминают "штурмовые ночи Спасска, волочаевские дни". Потому что для нас это все - седая история столетней давности. А для них - события, случившиеся относительно недавно, всего 15 лет назад. И вот эти еще вполне бодрые нестарые мужики, современники зрителей, - легендарные герои гражданской. Вот, что видели люди, пришедшие в кино в 1930-х.

-9

В общем, фильм своеобразный, неровный, смотреть рекомендую, если вы увлекаетесь историей кинематографа.

Фотографии с сайтов https://www.kino-teatr.ru/, https://www.kinopoisk.ru/ http://www.hemaridron.com/