Найти тему
«Заповѣдная магистраль»

Почему из вытяжной трубы паровоза дым идёт то чёрный, то белый, от чего это зависит?

Доброго времени суток всем мои дорогие читатели! Кто уже успел посмотреть моё очередное видео выходного дня с бегущим по заповедной глуши Бологое-Полоцкой паровозом? Если ещё нет — тогда обязательно посмотрите ролик. Там же в комментариях мне был задан следующий вопрос:

"На этом видео во время движения машины мы видим изменение цвета выхлопа из вытяжной трубы. От чего зависит цвет дыма и на каких режимах работы паровоза он бывает?"

Что ж, вопрос мне понятен, и я Вам на него сейчас постараюсь ответить. Во-первых, стоит сказать о том, что паровоз, как, впрочем, и любой другой локомотив (тепловоз или электровоз), может двигаться в режиме тяги, выбега и торможения. Перед началом движения машинист паровоза отпускает тормоза, переводит рычаг или вращает винт реверса в положение, соответствующее нужному направлению движения (вперёд или назад).

Тормозные краны и рычаг пневматического реверса на паровозе серии Л. Фото: Алексей Алексеев
Тормозные краны и рычаг пневматического реверса на паровозе серии Л. Фото: Алексей Алексеев

И открывает регулятор на нужное количество щелчков, включая тягу. Вот так выглядит рукоятка регулятора на паровозе серии Л.

Регулятор на паровозе серии Л. Фото: Алексей Алексеев
Регулятор на паровозе серии Л. Фото: Алексей Алексеев

Паровоз приходит в движение и начинает двигаться в режиме тяги. Но для того, чтобы паровоз пришёл в движение и начал двигаться в режиме тяги, нужно обеспечить процесс интенсивного парообразования, а для этого нужно создать и непрерывно поддерживать нормальный процесс горения в топке. К слою горящего на колосниковой решетке угля должно быть подведено определённое количество воздуха.

Горящий на колосниковой решётке слой угля в топке паровоза серии Л через распахнутые топочные дверцы американского типа баттерфляй (бабочка). Фото: Алексей Алексеев
Горящий на колосниковой решётке слой угля в топке паровоза серии Л через распахнутые топочные дверцы американского типа баттерфляй (бабочка). Фото: Алексей Алексеев

На каждый килограмм сжигаемого угля требуется примерно 10-14 кг воздуха. В таком большом количестве воздух естественным путём не может поступать в топку, а образующиеся при сгорании топлива газы не могут выходить по дымогарным трубам из топки. Поэтому в паровозном котле создают искусственную тягу газов при помощи конуса дымовытяжного устройства, работающего за счёт отработанного (мятого) пара.

Схема дымовытяжного устройства: 1 - конус; 2 - дымовая труба
Схема дымовытяжного устройства: 1 - конус; 2 - дымовая труба

Выпуск пара из цилиндров паровой машины не в атмосферу, а в дымовую трубу усиливает тягу в топке. Чем больше паровая машина расходует пара в режиме тяги при открытом регуляторе, тем больше свежего воздуха поступает в топку, тем быстрее и полнее идёт сгорание угля с выделением большего количества тепла так необходимого для интенсивного образования пара.

Впервые дымовытяжное устройство было применено Робертом Стефенсоном на паровозе "Ракета".
Натурный образец паровоза Эр-791-81 в разрезе в "Музее железных дорог России", С.-Петербург, Балтийский вокзал. Фото: Алексей Алексеев
Натурный образец паровоза Эр-791-81 в разрезе в "Музее железных дорог России", С.-Петербург, Балтийский вокзал. Фото: Алексей Алексеев

Вот поэтому, в момент трогания паровоза с места, особенно в холодную погоду, мы видим большое количество вырывающегося из дымовытяжной трубы густого мятого (отработавшего) пара белого цвета. Я сегодня даже специально сходил на станцию, чтобы отснять для Вас маневровые передвижения паровоза в разных режимах движения. Давайте посмотрим с вами на эти снимки.

Режим тяги (регулятор открыт). Для жд фотографов этот момент, когда паровоз идёт в тяге, является самым атмосферным и зрелищным. Станция Осташков. Фото: Алексей Алексеев
Режим тяги (регулятор открыт). Для жд фотографов этот момент, когда паровоз идёт в тяге, является самым атмосферным и зрелищным. Станция Осташков. Фото: Алексей Алексеев

Набрав нужную скорость движения, машинист постепенно убавляет тягу, частично или полностью закрывая регулятор. Паровая машина переходит на холостой ход и паровоз движется по рельсам накатом в режиме выбега. Отработавший пар перестаёт поступать из паровой машины в дымовытяжное устройство, уменьшая принудительное протягивание горячего дыма через весь газовый тракт котла и интенсивное горение топлива в топке прекращается. Из вытяжной трубы начинает валить густой чёрный дым.

Режим выбега (регулятор закрыт). Фото: Алексей Алексеев
Режим выбега (регулятор закрыт). Фото: Алексей Алексеев

На стоянке дымовытяжное устройство или конус (поскольку регулятор закрыт), не работает. Интенсивность горения угля в топке паровозного котла затихает и из дымовой трубы вяло начинает стелиться чёрный дым, разнося ветром хорошо узнаваемый сладковато-едкий аромат по округе.

Паровоз движется в режиме торможения. Фото: Алексей Алексеев
Паровоз движется в режиме торможения. Фото: Алексей Алексеев

Для создания в топке котла тяги при неработающей паровой машине на стоянке или для форсировки горения в топке на ходу паровоза при закрытом регуляторе (в режиме выбега) используют дополнительное вытяжное устройство — сифон, работающее за счёт свежего (острого) пара по тому же принципу, что и конус. Сифон (или паровой эжектор) установлен в дымовой камере. Пар, вылетающий из отверстий или сопел сифонного кольца, увлекает в дымовую трубу и атмосферу из дымовой камеры газы, создавая в ней разрежение.

Устройство сифона. Дробинский В.А. "Как устроен и едет паровоз"
Устройство сифона. Дробинский В.А. "Как устроен и едет паровоз"

Для включения и выключения сифона в будке машиниста установлен специальный вентиль на пароразборной колонке (например, на паровозах серий Су, Еа, Л) или рычаг (П36) — от колонки перегретого пара.

Пароразборная колонка с вентилями на пассажирском паровозе серии Су. Один из верхних вентилей служит для открытия сифона. Фото: Алексей Алексеев
Пароразборная колонка с вентилями на пассажирском паровозе серии Су. Один из верхних вентилей служит для открытия сифона. Фото: Алексей Алексеев

Также процесс горения в топке паровоза в значительной степени зависит от количества подаваемого топлива на колосниковую решетку или к факелу горящего жидкого топлива на паровозах с мазутным отоплением. Чрезмерная подача топлива приводит к ухудшению подвода воздуха, пережогу топлива и нарушению процесса горения, с выделением большого количества дыма.

Машинист паровоза на мазутном отоплении задал знатного "медведя" при отправлении со станции Осташков, чтобы покуражиться перед фотографами, кратковременно вывернув подачу топлива форсунками на всю катушку. Фото: Алексей Алексеев
Машинист паровоза на мазутном отоплении задал знатного "медведя" при отправлении со станции Осташков, чтобы покуражиться перед фотографами, кратковременно вывернув подачу топлива форсунками на всю катушку. Фото: Алексей Алексеев

Те, кто хоть раз топил настоящий угольный самовар — хорошо представляют процесс его растопки. После того, как чиркнув спичкой, мы разожгли самовар и только-только приставили к нему вытяжную дымовую трубу, то из неё начинает валить густой плотный дым, а по мере разгорания дров и улучшения вытяжки — дым полностью уходит, а из трубы начинают вырываться даже красные языки пламени.

Самовар "Зубова" из коллекции автора канала. Фото: Алексей Алексеев
Самовар "Зубова" из коллекции автора канала. Фото: Алексей Алексеев

Если же мы начинаем интенсивно подкидывать в него дрова, то процесс снова повторяется.

Схема устройство самовара очень сильно напоминает устройство паровоза
Схема устройство самовара очень сильно напоминает устройство паровоза

-14