Найти тему

Гарри Поттер и “генетические неудачники”

Волшебный мир Гарри Поттера - обособленный и скрытый. Он живет как бы параллельно с миром магглов, соприкасаясь с ним крайне редко. Невозможно просто взять и красиво совершить “переход” из одного мира в другой во взрослом возрасте. Слишком разный менталитет, разносторонность знаний. Слишком разные миры. С детьми проще.

В 11 лет, когда ребенок, еще вчера считающий, что он самый обычный, поступает в Хогвартс, адаптироваться все же проще. К концу обучения имеем вполне себе готовых волшебников. Которые будут пользоваться волшебными вещами и работать на волшебной работе. Да, они могут жить рядом с магглами, но вряд ли после Хогвартса вы можете устроиться на работу бухгалтером или архитектором. Дети полностью погружаются в волшебный мир (не зря школа у них “с проживанием”).

Гермиона легко адаптировалась к миру магии. И очень боялась лишиться его
Гермиона легко адаптировалась к миру магии. И очень боялась лишиться его

Но, увы, и в этом волшебном мире, полном чудес, порой случается то, что для родителей становится настоящей трагедией. Рождение ребенка-сквиба. И вот это полное “АААА”. По многим причинам.

Невозможность диагностики

Как-то Невилл рассказал о том, что он долго никак не проявлял себя: ни одного всплеска магии. И все тогда думали, что мальчик - сквиб. И всячески пытались этот самый всплеск вызвать. В том числе и радикальными методами. При этом сквибом Невилл не был. Просто, видимо, “особенности” конкретного ребенка.

Потенциально у родителей есть надежда аж до момента, когда ребенка должны бы зачислить в Хогвартс. То есть до 11 лет. Ведь даже такие артефакты, как Перо приема и Книга доступа, работают именно по принципу “улавливания магии”. Проявил себя ребенок - и имя появилось в книге. Нет - нет. Причем там еще и определенный уровень этого всплеска должен быть. Что еще веселее: о, наш ребенок сделал магическую штуку, он маг. Выдыхаем. А потом оказывается, что все-таки нет.

Вероятно, Аргус до последнего ждал, что получит письмо
Вероятно, Аргус до последнего ждал, что получит письмо

То есть у родителей нет возможности подготовиться самим и подготовить ребенка. Во-первых, что там с образованием? Магловские дети в Великобритании начинаются учиться в 5-6 лет. В 11-12, когда станет понятно, что мага из ребенка не получится, уже трудно будет угнаться за сверстниками. А “на всякий случай” в магловскую школу никого не отдают.

Во-вторых, что там с “неокрепшей детской психикой”? Ребенок живет среди волшебства. Даже если родители живут “ближе к маглам” и стараются “не палиться”, полностью магия из их жизни не уходит. Она их часть. А теперь представим себе, что чувствует ребенок, понимающий, что лишен всего этого. Есть нечто удивительное и прекрасное, что могут родители. Возможно, даже братья и сестры. А он этого лишен. И с этим ничего нельзя поделать. Ни тренировки, ни сила воли не спасут.

Отсутствие даже намека на инклюзивность

Быть магом хорошо. В остальном - как-нибудь сам. В мире магов просто нет месте “другим”. Сквиб не может полноценно интегрироваться в волшебном мире: он не найдет работу “по душе”, вряд ли заведет семью с волшебником. При этом высока вероятность, что со всеми навалившимися на него проблемами придется разбираться в одиночку.

Во-первых, маме с папой, даже если они очень любят своего “неправильного” ребенка, им стыдно. Да, увы, мир магов - расистский. Даже самые толерантные волшебники уверены - они лучше маглов. Все лишенные магических способностей достойны разве что жалости.

Во-вторых, волшебники, если это не первое-второе поколение маглорожденных (то есть тех, кто еще примерно представляет жизнь в магловском мире), то они интеграции в обычный мир только навредят. А вот закрытая школа-интернат, откуда детей только на каникулы отпускают, будет “в кассу”.

Арабелла довольно неплохо вписалась в мир маглов. Возможно, родители нашли силы поддержать "особенную" дочь.
Арабелла довольно неплохо вписалась в мир маглов. Возможно, родители нашли силы поддержать "особенную" дочь.

Невозможность полностью отказаться от волшебного мира

Во-первых, это мир их семей. И никуда от этого не деться. Разве что эмигрировать в Австралию и пасти там механических овец (привет от Порри Гаттера и ко).

Во-вторых, сложно психологически. Уж больно мир, который мог бы стать их, но не стал, привлекателен.

Плюс есть еще один аспект. Правда, он может показаться притянутым за уши. Ведь у меня есть выборка аж из ДВУХ сквибов: Аргуса Филча и Арабеллы Фигг. Какие-то чахлые задатки магии них есть. Так, миссис Фигг разводит полужмыров, и использует их, как шпионов. Да и Филч со своей кошкой, миссис Норрис, имеет чуть ли не телепатическую связь (хотя везде говорится, что она кошка, думаю, в роду у нее тоже были жмыры, уж больно подозрительная связь между ней и хозяином). На слушании Арабелла говорит, что сквибы видят дементоров. Филч служит в Хогвартсе (куда вообще-то маглам вход воспрещен), и Выручай-комната работает и для него.. Возможно, и в “Дырявый котел” они войдут без проблем. И, думаю, это только часть тех способностей, которые сохранили сквибы. Покинуть мир, который постоянно напоминает о себе, и сделать вид, что его не было, не так уж просто.

Любите ли вы котиков так, как любит их Филч?
Любите ли вы котиков так, как любит их Филч?

Вот такая вот печальная реальность. Миссис Фигг еще относительно повезло: живет своей жизнью в приятном районе, занимается жмырами, то есть может прикоснуться к магии, да и котиков она явно любит, имеет семью (исходя из того, что она миссис - была замужем). Филч же с таким положением дел смириться не смог: ненавидит учеников Хогвартса (потому что у них есть то, чего он лишен), занимается не самой престижной работой (лишь бы просто оставаться в мире магии), из близких - кошка, из хорошего - ничего. И главное - он стыдится себя, своего неумения колдовать. И, подозреваю, что данный комплекс родом именно из детства. Ведь вряд ли родители, понявшие, что их ребенок проиграл в генетическую лотерею, открыли бутылку шампанского…

P.S. И эти люди еще упрекают Роулинг в отсутствии "горячих тем" и повесток? Она в свой мир вписала и расизм, и проблему рабства, и бюрократию, и "желтую" прессу. И то, с чем сталкиваются дети с ограниченными возможностями. Последнее - задолго до того, как эту проблему начали активно освещать в прессе.