Волшебный мир Гарри Поттера - обособленный и скрытый. Он живет как бы параллельно с миром магглов, соприкасаясь с ним крайне редко. Невозможно просто взять и красиво совершить “переход” из одного мира в другой во взрослом возрасте. Слишком разный менталитет, разносторонность знаний. Слишком разные миры. С детьми проще.
В 11 лет, когда ребенок, еще вчера считающий, что он самый обычный, поступает в Хогвартс, адаптироваться все же проще. К концу обучения имеем вполне себе готовых волшебников. Которые будут пользоваться волшебными вещами и работать на волшебной работе. Да, они могут жить рядом с магглами, но вряд ли после Хогвартса вы можете устроиться на работу бухгалтером или архитектором. Дети полностью погружаются в волшебный мир (не зря школа у них “с проживанием”).
Но, увы, и в этом волшебном мире, полном чудес, порой случается то, что для родителей становится настоящей трагедией. Рождение ребенка-сквиба. И вот это полное “АААА”. По многим причинам.
Невозможность диагностики
Как-то Невилл рассказал о том, что он долго никак не проявлял себя: ни одного всплеска магии. И все тогда думали, что мальчик - сквиб. И всячески пытались этот самый всплеск вызвать. В том числе и радикальными методами. При этом сквибом Невилл не был. Просто, видимо, “особенности” конкретного ребенка.
Потенциально у родителей есть надежда аж до момента, когда ребенка должны бы зачислить в Хогвартс. То есть до 11 лет. Ведь даже такие артефакты, как Перо приема и Книга доступа, работают именно по принципу “улавливания магии”. Проявил себя ребенок - и имя появилось в книге. Нет - нет. Причем там еще и определенный уровень этого всплеска должен быть. Что еще веселее: о, наш ребенок сделал магическую штуку, он маг. Выдыхаем. А потом оказывается, что все-таки нет.
То есть у родителей нет возможности подготовиться самим и подготовить ребенка. Во-первых, что там с образованием? Магловские дети в Великобритании начинаются учиться в 5-6 лет. В 11-12, когда станет понятно, что мага из ребенка не получится, уже трудно будет угнаться за сверстниками. А “на всякий случай” в магловскую школу никого не отдают.
Во-вторых, что там с “неокрепшей детской психикой”? Ребенок живет среди волшебства. Даже если родители живут “ближе к маглам” и стараются “не палиться”, полностью магия из их жизни не уходит. Она их часть. А теперь представим себе, что чувствует ребенок, понимающий, что лишен всего этого. Есть нечто удивительное и прекрасное, что могут родители. Возможно, даже братья и сестры. А он этого лишен. И с этим ничего нельзя поделать. Ни тренировки, ни сила воли не спасут.
Отсутствие даже намека на инклюзивность
Быть магом хорошо. В остальном - как-нибудь сам. В мире магов просто нет месте “другим”. Сквиб не может полноценно интегрироваться в волшебном мире: он не найдет работу “по душе”, вряд ли заведет семью с волшебником. При этом высока вероятность, что со всеми навалившимися на него проблемами придется разбираться в одиночку.
Во-первых, маме с папой, даже если они очень любят своего “неправильного” ребенка, им стыдно. Да, увы, мир магов - расистский. Даже самые толерантные волшебники уверены - они лучше маглов. Все лишенные магических способностей достойны разве что жалости.
Во-вторых, волшебники, если это не первое-второе поколение маглорожденных (то есть тех, кто еще примерно представляет жизнь в магловском мире), то они интеграции в обычный мир только навредят. А вот закрытая школа-интернат, откуда детей только на каникулы отпускают, будет “в кассу”.
Невозможность полностью отказаться от волшебного мира
Во-первых, это мир их семей. И никуда от этого не деться. Разве что эмигрировать в Австралию и пасти там механических овец (привет от Порри Гаттера и ко).
Во-вторых, сложно психологически. Уж больно мир, который мог бы стать их, но не стал, привлекателен.
Плюс есть еще один аспект. Правда, он может показаться притянутым за уши. Ведь у меня есть выборка аж из ДВУХ сквибов: Аргуса Филча и Арабеллы Фигг. Какие-то чахлые задатки магии них есть. Так, миссис Фигг разводит полужмыров, и использует их, как шпионов. Да и Филч со своей кошкой, миссис Норрис, имеет чуть ли не телепатическую связь (хотя везде говорится, что она кошка, думаю, в роду у нее тоже были жмыры, уж больно подозрительная связь между ней и хозяином). На слушании Арабелла говорит, что сквибы видят дементоров. Филч служит в Хогвартсе (куда вообще-то маглам вход воспрещен), и Выручай-комната работает и для него.. Возможно, и в “Дырявый котел” они войдут без проблем. И, думаю, это только часть тех способностей, которые сохранили сквибы. Покинуть мир, который постоянно напоминает о себе, и сделать вид, что его не было, не так уж просто.
Вот такая вот печальная реальность. Миссис Фигг еще относительно повезло: живет своей жизнью в приятном районе, занимается жмырами, то есть может прикоснуться к магии, да и котиков она явно любит, имеет семью (исходя из того, что она миссис - была замужем). Филч же с таким положением дел смириться не смог: ненавидит учеников Хогвартса (потому что у них есть то, чего он лишен), занимается не самой престижной работой (лишь бы просто оставаться в мире магии), из близких - кошка, из хорошего - ничего. И главное - он стыдится себя, своего неумения колдовать. И, подозреваю, что данный комплекс родом именно из детства. Ведь вряд ли родители, понявшие, что их ребенок проиграл в генетическую лотерею, открыли бутылку шампанского…
P.S. И эти люди еще упрекают Роулинг в отсутствии "горячих тем" и повесток? Она в свой мир вписала и расизм, и проблему рабства, и бюрократию, и "желтую" прессу. И то, с чем сталкиваются дети с ограниченными возможностями. Последнее - задолго до того, как эту проблему начали активно освещать в прессе.