Найти в Дзене

УЧИТЕЛЬ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ

За десять лет работы в школе я определила для себя каким должен быть учитель. Мои критерии не исключают индивидуальности, но в большинстве случаев они стандартны.

Каждый родитель хочет лучшего для своего ребёнка, и в современном мире мы часто сталкиваемся с определенными требованиями, которые родитель предъявляет учителю. Плохо ли это? На мой взгляд, нет. В конце концов у нас общая задача — дать знания для дальнейшей жизни, сохраняя при этом здоровое психоэмоциональное состояние ребёнка.

Сразу скажу, учитель и родитель должны работать вместе. Не стоит считать школу своего рода интернатом, где ребенка научат, воспитают, решат все проблемы и т.д. Конечно, функционал учителя не ограничивается проведенным уроком и знаниями, которые необходимо передать ученику. Урок – это всегда определенная атмосфера, которая помогает ученику погрузиться в предмет, усвоить основные правила образовательного процесса, почувствовать помощь и поддержку в нелегком деле получения и усвоения новой информации.

Не будем строить иллюзий о работе учителя. Обучать тридцать подростков с бушующими гормонами, гипертрофированным чувством справедливости, своей еще не устоявшейся системой жизненных ценностей сложно. Времена, когда слово учителя было законом, а его авторитет был непоколебим, ушли в прошлое. Каждое слово воспринимается критически, уроки записываются на диктофон, а дома прослушиваются родителями, в кабинетах стоят камеры видеонаблюдения, а телефон департамента образования сохранен у многих родителей. Это не жалоба, а констатация фактов.

Так каким же должен быть учитель в современной школе? Для себя я выделила пять основных черт, каждая из которых важна и в комплексе они формируют преподавателя, о котором помнят всю жизнь.

  1. Компетентность. Учитель должен обладать высоким уровнем знаний в своей области, да и вообще быть образованным и развитым человеком, с широким кругозором. Дети тонко чувствуют неуверенность преподавателя. Уважение вызывают люди, на которых хочется равняться, которым хочется соответствовать. При этом наша работы не приемлет высокомерия, это может оттолкнуть ученика и он просто закроется.Это не значит, что у учителя нет права на ошибку, опечатку, оговорку и т.д. Есть. Но компетентный преподаватель адекватно воспринимает собственные ошибки (которые могут быть у любого человека), умеет их признать и исправить. Это важно.
  2. Эмоциональный ресурс. Даже самый топовый преподаватель не сможет работать без определенного эмоционального ресурса, которым он будет готов делиться. Здоровая и комфортная атмосфера на уроке способствует более качественной работе. Согласитесь, что ребенок должен получать в школе различные впечатления, но негатива должно быть как можно меньше. Если учитель устал, выгорел, у него 30+ часов, проблемы дома и т.д., то могут быть срывы на крик, переход на личности и т.д. Абсолютно точно, что учитель должен качественно отдыхать, заряжаться энергией на обучениях, тренингах (с организацией подобных мероприятий в нашей системе есть проблемы), взаимодействовать с другими преподавателями для обмена опытом, проводить время с семьей, чтобы не зацикливаться на работе.
  3. Организованность. К этому относится и грамотное распоряжение временем и выставление определенных границ. Преподавателю необходимо не только успевать все и сразу, но и определить правила для своих учеников. Объясню на примере. Когда я беру новый класс, то первый месяц мы привыкаем друг к другу. В начале каждого урока я проверяю наличие на краю парты дневника, учебника, рабочей тетради и письменных принадлежностей. С этого я начинаю каждый урок. В конце первой четверти этой необходимости уже нет, так как ребята восприняли, что нужно обязательно носить на урок истории. Или же другой момент, опоздание без уважительной причины и предупреждения - штрафной вопрос по пройденной теме. О своих правилах следует предупреждать ребят заранее, чтобы система оценивания и обучения была прозрачной. Ребенок всегда должен четко понимать, за что он получил ту или иную оценку. Это его право.
  4. Человечность. Да, это про вот то самое “я забыл тетрадь дома”, “я не знал, что задали”, “можно рассказать на следующем уроке”. Здесь присутствует четкая связь с предыдущим пунктом, так как это профессиональные границы преподавателя. Для себя я определила, что если задание выполнено в течение дня сдачи (прислали фото и т.д.), то неуд не ставлю. Естественно, что мы не можем бесконечно слушать ответы тех, кто что-то не сдал в течение четверти. Но я о том, что каждый случай стоит рассматривать индивидуально.

Ну и конечно же не нужно ругать ребенка за внешность, яркие волосы, серьги, длинные ногти и пр. Зачастую реакция учителей просто переходит границы. Даже если внешний вид не соответствует прописанному в уставе школы, то стоит разбираться с этой ситуацией за закрытыми дверями в присутствии родителей, искать компромисс, который устроит всех. Никаких показательных разборок не нужно устраивать, дети все запоминают и неизвестно какой психологической проблемой этой выйдет.

5. Харизма и чувство юмора. Сознательно отнесла этот пункт к завершающему, так сказать вишенка на торте. Вспомните, был ли у вас такой преподаватель в университете или колледже, который идеально знал предмет, всегда был одет с иголочки (как правило в классический костюм), но все буквально спали на его парах? Потому что невыносимо нудно и скучно. Так вот харизматичный учитель буквально зажигает аудиторию. Он всегда разбавляет урок шутками, историями из жизни, поучительными и интересными ситуациями. В моей школе были очень серьезные учителя, никаких шуток себе на уроках не позволяли. И сейчас я не могу вспомнить ни одного урока, который бы меня впечатлил.

Были ли у вас учителя, которые на самом деле запомнились? Может быть особые фразы, с которыми навсегда связалась некая ассоциация? Или стиль ведения урока, который привлекал внимание? Очень интересно узнать подробнее о том, какой след оставляют учителя в вашей жизни.