Иван Айвазовский(1817-1900)-русский художник-маринист армянского происхождения. Айвазовский наиболее известен своими морскими пейзажами, которые составляют больше половины его работ. Художник считается одним из величайших маринистов всех времён. Его наследие- более шести тысяч полотен. Также он никогда не писал с натуры:
"Человек, не одаренный памятью, сохраняющей впечатления живой природы, может быть отличным копировальщиком, живым фотографическим аппаратом, но истинным художником — никогда. Движения живых стихий неуловимы для кисти: писать молнию, порыв ветра, всплеск волны немыслимо с натуры."
"Те картины, в которых главная сила — свет солнца… надо считать лучшими."
-Айвазовский.
Насколько качественно и реалистично рисует Айвазовский не подлежит должному описанию, каждый человек заметит это невооруженным глазом, но в одной картине, как раз, более интересно, как выглядит именно композиционное решение художника, речь идет о "Девятом Вале".
Девятый Вал- образ роковой опасности, бедствия и непреодолимой силы, основанный на древних поверьях о том, что девятая по счету волна является самой сильной и губительной. Но где эта волна на картине? Конечно, нельзя сказать, что море проявляет свое спокойствие, но и волну, схожую по описанию на Девятый Вал тоже нет. Необходимо обратить внимание на то, что обломок мачты на переднем плане картины напоминает крест, а освещении не навевает атмосферу смерти и погибели, напротив, мы чувствуем спокойствие и надежду на спасение потерпевших кораблекрушение, благодаря этому яркому и нежному закату. Самого Девятого Вала на полотне нет, он остался за кадром. Это композиционное решение и делает данную картину Ивана Айвазовского шедевром.
Моряки из последних сил пытаются спасти свою жизнь на обломке мачты, слепящий глаза свет дает им веру и, главное, надежду, поэтому один из матросов размахивает красной тряпкой, веря, что проплывающие мимо корабли заметят их, двое других наблюдают за ним, чуть ниже еще двое: одного из них море вот-вот накроет своим голубым полотном, а другой борется с могучей природной стихией и пытается затащить своего товарища обратно на мачту. Отдельно от них пятый матрос указывает рукой куда-то в даль и хочет обратить внимание своих на друзей на тот самый Девятый Вал, надвигающийся на них. Но почему картина наполнена надеждой, если все матросы обречены? Айвазовский был глубоко верующим человеком, для него настоящей смерти не существовало, была только новая жизнь, и неважно насколько глобальны проблемы, обрушившиеся на человека, если он достоин выжить, значит его всегда настигнет спасение.
В другой картине Айвазовский затрагивает тему библейского мотива не так символично, а даже прямолинейно и дословно. «В начале сотворил Бог небо и землю. Пустынной, необитаемой была земля. Мрак окутывал бездну, и Дух Божий витал над водами. И сказал Бог: «Да будет свет!» И появился свет. Увидел Бог, что свет хорош. Отделил Он свет от тьмы»- Бытие 1:1-31.
Именно этот момент появления света на своем полотне и изобразил художник, он успокаивает. Чарующее своей грубостью, море-это свет веры и надежды, которая ведет верующего к спасению, через бушующее море страстей людской жизни. Именно таким Айвазовский видит море: великая стихия, мощная и сильная, несущая зло в этот мир. В центре картины, над серо-чёрными бушующими волнами, лежит полоса света и источником этого света является Творец, раскинувший руки над хаосом.
"Каждая победа наших войск на суше или на море, радует меня, как русского в душе, и дает мысль, как художнику изобразить ее на полотне."
-Айвазовский.
Айвазовский писал не только пейзажи и библейские мотивы, он изобразил целую летопись подвигов русско-военного флота, одна из них «Буря под Евпаторией»
Достоевский отмечал:
"Буря под Евпаторией Айвазовского так же изумительно хороша, как все его бури, и здесь он мастер — без соперников, здесь он вполне художник. В его буре есть упоение, есть та вечная красота, которая поражает зрителя в живой, настоящей буре."
Художник изобразил кораблекрушение не только одного корабля, а целой флотилии, стоящей на рейде у берегов приморского города. Огненный свет только усиливает впечатление от бедствия стихии. Солнце огненным шаром, будто пламенем обволакивает каждый корабль, навевая жар страха и тревоги. Сцена гибели парусного флота, изображенная Айвазовским, была навеяна воспоминаниями о событиях Крымской войны. В сентябре 1854 года в районе Евпатории был высажен десант английских, французских и турецких войск, которые 14 сентября подошли к Севастополю.