Статья Любови Борисовны Горюновой, искусствоведа, кандидата культурологии.
Начало статьи по ссылке: Художник Андрей Широков: в деталях. Часть 1
В пейзажных композициях 1990-х годов Широков продолжает развивать традиции московской школы живописи, в частности, Союза русских художников.
В его картинах можно почувствовать интонации «саврасовского лиризма», ощутить поэзию «левитановского пейзажа-настроения», восхититься красотой шишкинского зимнего леса.
Наибольшую любовь тогда вызывали зимние мотивы, которые восхищали Андрея своими сказочными, идущими из детства воспоминаниями.
Художнику особенно удавались переходные состояния в природе, наполненные светлой, немного грустной поэзией. Весной Широкова вдохновляли пейзажные мотивы с талой мартовской водой. Осенью он писал неброскую увядающую природу русского севера, стараясь передать ее неуловимую внутреннюю красоту. В каждой работе художника – портрет конкретного пейзажа.
«Сложен процесс рождения картины, – размышляет живописец. – Иногда он вынашивается годами, иногда возникает неожиданно и сразу. Приезжая домой, каждый из нас работал над привезённым материалом. Удавшиеся вещи часто показывались на выставках разного ранга: от областных до российских и международных». В то время творчество впервые открылось Андрею Широкову как нелегкий каждодневный труд для достижения поставленной им цели – набраться опыта в умении чувствовать и понимать природу русского севера, стремиться к большей выразительности цветового строя живописи не только в пейзаже, но и в портретном жанре.
В 1990 году, в период перестройки, культура оказалась свободной для творчества и открытой для мира. В то время Андрей был поощрен в числе участников выставки молодых художников в Москве поездкой в Югославию. С этого момента началась история его европейских пленэров.
«Я знаю по своему опыту, как порой тяжело пейзажисту, привыкшему ежедневно работать, пережить серые зимние дни без лучика солнца. Меня в такие моменты всегда спасали пленэры в тёплых и солнечных странах. Конечно, для русского художника они никогда не заменят близких сердцу северных красот, но они дают художнику разнообразие палитры и эмоциональных переживаний».
Андрей Широков
В 1991 году Широков съездил на международный пленэр в Польшу. Там он работал с мастерами разных поколений и творческих направлений (от реализма до гиперреализма). Живой интерес к традициям и современным тенденциям в искусстве, искренняя вовлеченность в художественный процесс, приобретение личного опыта работы в открытой конкурентной творческой среде – это то, что Андрей смог вынести из европейского пленэра. В дальнейшем поездки в Польшу были по приглашению, как и последующие путешествия по многочисленным странам Европы. Живописные полотна заграничных поездок занимают значительную часть персональной выставки художника.
Основными мотивами зарубежной живописи Широкова являются, прежде всего, городские пейзажи с архитектурными образами культурно-исторического наследия той или иной страны. В них он стремится передать характерные черты национального колорита, понять традиции и особенности конкретной культуры, прикоснуться к ее реальной истории.
Стараясь работать в один сеанс, Андрей быстро и порывисто «перекладывает» на холст свои впечатления. Меняется манера его изобразительного письма. При темпераментности живописного мазка фактурная поверхность красочного слоя обретает особую жизнь. Напряженнее становятся цветовые и световые контрасты. В лучших зарубежных работах художник соединяет традиции русской реалистической школы с приемами импрессионистической живописи.
Национальный колорит Франции выражен автором в изображении собора Нотр-Дам-де-Пари, знаменитой жемчужины готической архитектуры, который является на протяжении многих веков источником вдохновения для художников всего мира. Собор Парижской Богоматери изображен вятским мастером грандиозно и величественно в гармонии с поэзией лирического пейзажа, погруженного в атмосферу тонких цветовых рефлексов. Во Франции, казалось художнику, «сам воздух был наполнен творчеством».
В городах Германии Широков с большим увлечением писал средневековые рыцарские замки, мощные оборонительные крепости и готические соборы, передавая характерные черты сдержанного пейзажного ландшафта. Весь образный строй живописи направлен на создание впечатления мощи, величия и неприступности, некой таинственности, связанной с древними легендами страны, историю которой Андрей познал еще в детские и юношеские годы, когда часами просиживал за рисунком в музейных залах Москвы и Ленинграда.
Греция казалась Широкову самой солнечной страной. В первые творческие поездки его более всего впечатляли утопающие в цветах уютные улочки, выбеленные стены на фоне голубого неба, обилие солнца, света и воздуха. Греческие пейзажи написаны в свободной живописной манере, их отличает прозрачная воздушность пространства и особый светоносный колорит: обилие белого цвета, богато рефлексирующего различными цветовыми оттенками. Он передает краски южной природы, в которой ослепительное солнце является главным действующим лицом.
Позднее появляются живописные картины с образом православных монастырей, расположенных на вершинах древних скал. Это знаменитые Метеоры: в переводе – «парящие в воздухе». Их необычные формы приводят в восторг всех, кто видит эти невероятные творения природы. На картинах Андрея Широкова Метеоры изображены как причудливые изваяния, связанные с историей древней земли.
К редким пейзажным мотивам в творчестве вятского художника относятся живописные картины с изображением горных рек и водопадов, огромная водная лавина которых с безудержной силой низвергается с уступа высоких скал.
Среди итальянских работ особое внимание привлекают мотивы с образом озера Камо. Художнику удалось передать то особое состояния спокойствия и умиротворенности, которое создается величием горного пейзажа и мелкой рябью воды с лодками, тихо качающимися под парусами. Цветовая палитра, строящаяся на сочетании зелено-коричневых, дымчато-синих и серо-голубых оттенков, выражает в картине характерное для этого места ощущение влаги и воздуха.
Европейские путешествия оказали существенное влияние на творчество Широкова, прежде всего, в плане художественного мастерства. Обогатилась цветовая палитра и образный строй его картин, выразительность живописного языка, расширился тематический и сюжетный диапазон в живописи. Художник открыл для себя не только новую культуру, традиции и обычаи, своеобразие природного и городского ландшафта зарубежных стран, но и приобрел опыт эмоционального переживания увиденного, который выразился в его многочисленных этюдах и живописных полотнах.
Работы Широкова экспонировались на европейских групповых и персональных выставках, многие из картин остались в музейных и частных коллекциях. Из публикации об экспозиции в Кембридже 2010 года:
«Вернисаж собрал более ста гостей из Лондона и Оксфорда. В своих отзывах многие отмечали свет и искренность произведений Андрея, профессионализм и преданность своему призванию».
Во всех европейских пленэрах живет душа русского художника: «Как ни странно, из меня бы эмигрант не вышел. Я месяц могу прожить в самой красивой стране Греции; Италии, где все дышит историей. Месяц я там живу, потом меня тянет домой». Видимо, на генетическом уровне заложена привязанность вятского художника к своим родным местам, родному краю, куда он неизменно возвращается после своих путешествий.
Продолжение статьи: Художник Андрей Широков: в деталях. Часть 3