Добрый день! Эта публикация продолжает историю о культуре средневековой Европы, о христианстве, и, в частности, о Священном Писании - Библии. В прошлой публикации мы добрались до 16-ой главы Евангелия от Луки.
В семнадцатой главе Христос говорит об опасности соблазнов, и о том, что нужно следить за собой. А если брат будет виноват перед тобой, то нужно простить:
“Если же согрешит против тебя брат твой, выговори ему; и если покается, прости ему; и если семь раз в день согрешит против тебя и семь раз в день обратится, и скажет: «каюсь», — прости ему” [Лука 17:3-4].
Помните, и в Евангелии от Матфея был похожий совет, что прощать надо:
“до седмижды семидесяти раз” [Матф. 18:22].
Апостолы просят Спасителя увеличить их веру, а он намекает, что увеличивать нечего, поскольку, если было хоть немного,
“если бы вы имели веру с зерно горчичное и сказали смоковнице сей: «исторгнись и пересадись в море», то она послушалась бы вас” [Лука 17:6].
Иисус объясняет, что им нужно выполнять, то что велено, и помнить, что они рабы:
“когда исполните всё повеленное вам, говорите: «мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать»” [Лука 17:10].
Вероятно, отсюда происходит выражение: “раб Божий”.
По дороге в Иерусалим Христос проходит селением, расположенным между Самарией и Галилеей. Там к нему приходят 10 прокаженных с просьбой излечить, Он отправляет их к священникам, а по дороге они исцеляются. И только один возвращается и благодарит. Спаситель удивляется, что благодарным оказался не еврей, а самарянин:
“как они не возвратились воздать славу Богу, кроме сего иноплеменника?” [Лука 17:18].
А мне интереснее другое: почему, когда хананеянка просила исцелить ее дочь в Евангелиях Матфея глава 15 и Марка глава 7, он долго отнекивался, а тут вылечил всех скопом, не чинясь?
Фарисеи спросили о приметах приходящего Царства Божия. Иисус объяснил, что они будут незаметны. Сначала Сыну Человеческому нужно пострадать, его должны люди отвергнуть:
“Но прежде надлежит Ему много пострадать и быть отвержену родом сим” [Лука 17:25],
потом он явится. Но до этого жизнь будет идти свои чередом:
“И как было во дни Ноя, так будет и во дни Сына Человеческого: ели, пили, женились, выходили замуж, до того дня, как вошёл Ной в ковчег, и пришёл потоп и погубил всех. Так же, как было и во дни Лота: ели, пили, покупали, продавали, садили, строили; но в день, в который Лот вышел из Содома, пролился с неба дождь огненный и серный и истребил всех; так будет и в тот день, когда Сын Человеческий явится” [Лука 17:26-30].
У Матфея в 24 главе тоже об этом говориться, правда, еще обещаются всякие страшные знамения, но люди все равно их не поймут.
Любопытно ещё и то, что в приведённых примерах спаслись только те, с кем лично разговаривал либо Бог (с Ноем) , либо ангелы Божьи (с Лотом), и их родственники, да и то, не все. Остальные погибли.
Тут давайте прервемся до следующей публикации. На очереди у нас 18-ая глава.
В первые годы христианской истории тексты евангелистов воспринимались чаще всего «на слух». Современные люди тоже имеют такую возможность и могут делать это не только в храме, но и в любом удобном для себя месте: аудиокнига Евангелие от Матфея, от Марка, от Луки, от Иоанна.
Ставьте лайк, если было интересно, делитесь в соц. сетях, подписывайтесь на канал Культурология для всех
Другие статьи по культурологии можно выбрать, перейдя на Карту канала
Другие циклы по ЭПОХЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ:
Культура средневековой Индии - начало здесь
Культура средневековой Шри-Ланки - начало здесь
Культура средневековой Камбоджи - начало здесь
Культура средневекового Таиланда - начало здесь
Культура средневекового Китая - начало здесь
Культура средневековой Японии - начало здесь
Культура средневековой Европы - начало здесь