Найти тему
Александр Пересвет

Прощение. Подход христианина. Кого прощать и сколько?

В этом видео опубликована проповедь: "Митрополит Владимирский и Суздальский Тихон о прощении".

У каждого верующего человека по жизни возникает много вопросов о том, кого и как должен прощать христианин, не нарушая Божьи Законы. Однако то, что говорят церковнослужители по этому вопросу порой сбивает с толку людей. Люди не понимают когда подставлять какую щеку и т.п. По словам батюшки, прощать нужно ВСЕГДА и ВСЕХ "до семидесяти семижды раз" по Писанию, ибо "..не ведают что творят..". Нужно быть смиренным и прощать.

Но верен ли такой подход христианина? Давайте разберемся.

Христос никогда не призывал смиряться перед грехом и перед злом. Наоборот. В Евангелие описано немало эпизодов, где Иисус Христос не только проповедует, но и на своем примере показывает беспощадную борьбу с грехом, а никакое не смирение перед ним. Возьмем например такой эпизод. "И вошёл Иисус в храм Божий и выгнал всех продающих и покупающих в храме, и опрокинул столы меновщиков и скамьи продающих голубей, и говорил им: написано, — дом Мой домом молитвы наречётся; а вы сделали его вертепом разбойников."— Мф. 21:12, 13.

Или вспомним слова Христа про людей не приносящих доброго плода в угождении Богу, то есть в исполнении Закона Любви в своей жизни. "Уже и секира при корне дерева лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь."(Мф 3:9)

А из слов батюшки следует, что верующий человек должен стелиться и кланяться перед тем, кто совершил грех. И не важно, осознал согрешивший свою неправоту или нет, покаялся ли он за это перед Богом и перед Ближним или нет. Попросил он у вас прощения или нет!

Это же корне не верное понимание о прощении. Не смиряться надо со злом, а вскрывать его. Так учил Христос. Не может быть прощения тому, кто его даже просить не собирается. Слова "не ведают что творят" надо сопоставлять с обстоятельствами, в которых они были сказаны. Но есть другие слова Христа и в других обстоятельствах: "Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч, ибо Я пришел разделить человека с отцом его, и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью ее. И враги человеку – домашние его (Мф. 10:34–36)."

Это значит что христианин не должен кланяться злу в любом выражении, а тем более потакать греху таким "прощением".

В Русской литературе можно найти иллюстрации такого заблуждения людей о прощении. Например возьмем роман И.С.Тургенева «Дворянское гнездо». Там описывается как набожная девушка, придерживаясь как раз такого взгляда на прощение, как говорит батюшка, делает несчастной и себя и главного героя этого произведения.

Кругом и всюду можно увидеть только "Прощай всякого, согрешившего против тебя..." Но это только половина Истины о прощении. А полуправда - это ложь. А ложь - это главное оружие дьявола. И ни один служитель церкви не скажет вам вторую половину этой Истины. А она требует, чтобы согрешивший осознал свой грех, признал его. Чтобы он покаялся за этот грех и перед Богом и перед ближним, который понес от него страдание. Таков Закон Любви. Ведь Бог есть Любовь. А Любовь в Божьем понимании это прежде всего забота о душе человека.

В Евангелие есть пример правильного христианского прощения. Он описан в притче о блудном сыне. Возвратившийся блудный сын сказал отцу своему: "Отче! я согрешил против неба и пред тобою, и уже недостоин называться сыном твоим. А отец сказал рабам своим: принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги. Станем есть и веселиться! Ибо этот сын мой был мёртв и ожил, пропадал и нашёлся." (Лк. 15: 2) Вот как отец простил согрешившего против него сына. Для отца главное - не доказание своей правоты, не прощение само по себе, а то что сын ОСОЗНАЛ свой грех и ПОКАЯЛСЯ! Потому что отец заботится прежде всего о душе согрешившего против него сына.

Таким образом мы видим, что всепрощенчество, не дожидаясь покаяния и просьб о прощении, ложное смирение перед злом - это не тот смысл, который должен быть в душе каждого христианина, несмотря на то что этот смысл твердит церковная политика, извлекая его из всех священных текстов и высказываний Святых людей.

Это не то, что соответствует Заповедям Любви, на которые делал акцент Иисус Христос как на ключ к Спасению.