Тревога – самый настоящий партизан: ведет свою работу незаметненько, но разрушительно. Особенно преуспела в партизанской деятельности генерализованная тревога. Работает она четенько и без промахов.
К генерализованной тревоге применим термин «хроническая». Это как плесень на дереве: подтачивает медленно, но верно. Начнем с того, что любая тревога по сути своей – это не одно чувство, как таковое, а целый букет. Причем букет сложносоставной, от продвинутого такого флориста: тут вам и воздействие на мышление, и на тело, и на эмоции.
Приступ тревоги меняет организм на химическом уроне: происходит активация стрессовой системы, уровня гормонов, меняется состав крови, режим работы сердца, состояние мышц. Тело переходит в режим готовности: ему сейчас надо будет бежать или сражаться. При внезапной единичной опасности это очень ок и спасает нам жизнь, но все меняется, если существовать в sos-режиме постоянно: организм человека в принципе не рассчитан на постоянный стресс.
Как хамелеон меняет окрас, подстраиваясь под палитру вокруг, так и тело человека вынуждено приспосабливаться, если поместить его в состояние перманентной тревоги. Чаще всего приспособление проявляется в виде не самого радужного симптома. Кстати, далеко не всегда эти штуки связывают с работой тревоги, и начинают лечить сам симптом, что, конечно, мает малый эффект (или вовсе не).
Что это может быть: например, перебои в работе кишечника (существование в режиме постоянного стресса приводит к нарушению пищеварительных процессов и худшему всасыванию витаминов). Диарея\запор – сюда же, они часто являются последствиями партизанской работы тревоги. Головные боли – из-за частого нахождения в напряжении, спазмов в шее и мышцах лица. Хроническая усталость на «ровном месте»: вы уже в понедельник начинаете мечтать о пятнице, а за выходные не успеваете восстановиться.
Внезапные приступы злости (а раньше их не было), раздражительности по пустякам (ранее не замечены), состояние «хочется плакать, но не пойму, почему» (не характерное в обычной жизни) – все это тоже последствия подтачивания организма тревогой.
Что делать с этой петрушкой:
1.не игнорировать симптомы. Если они (только физические, или только эмоциональные, или совокупность) длятся дольше трех недель, вы не помните, когда последний раз были расслаблены, а выходные проходят, как их и не было – это повод обратить пристальное внимание на себя. «А точно ли я не тревожусь?» - ответьте себе на этот вопрос
2.Стать занудой. Шутка), но лишь отчасти. Тревога – это штука, состоящая на 99% из неопределенности. Так давайте же лишим ее главной составляющей. Как: путем задавания себе вопросов и поиском ответов на них. «Что именно тревожит меня сейчас?».
«Презентация по новому проекту: боюсь завалить это задание».
«А раньше у тебя были провалы?».
«Да вроде нет…»
«А почему сейчас должно что-то провалиться? Ты не работаешь?»
«Работаю»
«Прокрастинируешь?»
«Нет»
«Что именно может не получиться?»…. И т.д.
Не исключено, что в процессе отвечания найдете неожиданную информацию. Однажды мы с клиентом вскрыли страх к чувству вины за успех. Понимаете? Начали с тревоги за проект на работе, а пришли к тому, что, закончив проект блестяще, он чувствует себя виноватым.
3.»Что я могу СДЕЛАТЬ прямо СЕЙЧАС?» - ответьте на данный вопрос.
Это логичное продолжение пункта 2. Действие – самый главный враг партизанки тревоги. Сделав что-то, пусть даже не столь значительное, вы снизите тревогу.
4.Каждый день (каждый-прикаждый) практиковать одну любую технику расслабления. Это должно стать частью рутины, наравне с «покормить кота» и «почистить зубы». Воздействие на тревогу через тело – один из самых простых способов подорвать партизанщину.
Такие пироги.