Да, современное школьное (математическое) образование, вольно или невольно, направлено на выращивание обезьянок, заточенных делать определённые действия по заданному алгоритму. Понимать, что они при этом делают, не требуется.
Я не знаю, как и почему сложилась такая система, но выросло несколько поколений, искренне не понимающих, что в математике надо понимать: соответственно, родители, которые в школе научились делать всё по алгоритму, подталкивают детей на этот (неправильный) путь, а зачастую даже сами учат детей этим алгоритмам (ничего не ведая ни о методиках преподавания, ни о сути математики, далёкой от алгоритмических вещей).
В итоге у очередного поколения обезьянок складывается иллюзия успеха: они получают хорошие оценки, в рамках стандартных задач они успешны и думают, что "понимают" математику - а потом такие, "понимающие", вдруг попадают на олимпиаду и не могут прочесть условие задачи. Или приходят в ВУЗ и выпадают в осадок от того, что сложность алгоритмов на порядки выше - а понять их природу уже невозможно, если все 11 лет школы ушли на заучивание алгоритмов вместо закладывания базы.
Что делать? Главное коварство здесь в том, что осознать себя обезьянкой невозможно в течение очень долгого времени - а когда осознание придёт, уже поздно что-то изменить. Можно лишь продолжить тренировки, стать мегакрутой обезьянкой, но последний эволюционный шаг уже доступен не будет - поезд ушёл, и сэр Дарвин уехал на нём.
Поэтому детей, которых ещё не поздно спасти, нужно отдавать в кружок, где их "сломают" - как неправильно сросшиеся после перелома кости, их неправильно сложившуюся парадигму мышления нужно именно ломать, ничто другое не поможет в принципе. И в процессе этой ломки нужно ещё защитить ребёнка от вредного влияния извне - главным образом, от тех же самых родителей, которые не понимают проблемы.
При наличии интернета, детей невозможно уберечь от самостоятельного освоения огромного числа алгоритмов, поэтому ломать иногда придётся не просто жёстко, а даже жестоко - отчитывая ребёнка за использование алгоритма, которого он не понимает, требуя объяснить каждый переход и придираясь буквально к каждому символу.
Пример: учишь какой-нибудь шестой класс решать квадратные уравнения, поэтапно к ним подбираясь: начиная с тех, где квадрат равен числу, потом давая те, где нет свободного коэффициента, затем доходя до разложения на множители и выделения полного квадрата, которые они и сами смогут придумать... А тут кто-то берёт, да и решает очередной частный случай по формуле (неважно, от родителей или из Интернета взятой) через любимый всеми дискриминант. Откуда взялась формула, ребёнок не знает. Он знает, что есть упакованный кем-то в чёрный ящик алгоритм, который по набору коэффициентов выдаёт ответы. Ему достаточно. Он обезьянка, а не человек с мыслительными способностями.
И да, я прошу прощения у тех читателей, кому тоже очевидно, что такой обезьянкой быть вредно - подавляющее большинство взрослых людей, включая не самых глупых в общении, искренне не понимают, что не так с их образованием. Они продолжают говорить "у меня в школе всегда с математикой было хорошо" в значении "я всегда был хорошей обезьянкой" и просят сделать точно такую же обезьянку из их детей.
А я так не могу. Не хочу. Не буду. Я хочу жить среди людей, поэтому именно таковых стараюсь выращивать из всех, кто ко мне приходит. Моим ученикам может не хватить знания какого-то алгоритма, который другие не задумавшись применят, но зато они способны рассуждать. А это - будущее, которого у обезьянок практически нет.
Хотя, не буду лукавить, единичные примеры тех, кто вырвался из "обезьянника" в сознательном возрасте, мне тоже знакомы. Но все эти исключения только подтверждают общее правило.