Найти в Дзене
alexunited

Обезьянки vs люди

Да, современное школьное (математическое) образование, вольно или невольно, направлено на выращивание обезьянок, заточенных делать определённые действия по заданному алгоритму. Понимать, что они при этом делают, не требуется.

Я не знаю, как и почему сложилась такая система, но выросло несколько поколений, искренне не понимающих, что в математике надо понимать: соответственно, родители, которые в школе научились делать всё по алгоритму, подталкивают детей на этот (неправильный) путь, а зачастую даже сами учат детей этим алгоритмам (ничего не ведая ни о методиках преподавания, ни о сути математики, далёкой от алгоритмических вещей).

Фото из интернета.
Фото из интернета.

В итоге у очередного поколения обезьянок складывается иллюзия успеха: они получают хорошие оценки, в рамках стандартных задач они успешны и думают, что "понимают" математику - а потом такие, "понимающие", вдруг попадают на олимпиаду и не могут прочесть условие задачи. Или приходят в ВУЗ и выпадают в осадок от того, что сложность алгоритмов на порядки выше - а понять их природу уже невозможно, если все 11 лет школы ушли на заучивание алгоритмов вместо закладывания базы.

И не только я один считаю, что это неправильно...
И не только я один считаю, что это неправильно...

Что делать? Главное коварство здесь в том, что осознать себя обезьянкой невозможно в течение очень долгого времени - а когда осознание придёт, уже поздно что-то изменить. Можно лишь продолжить тренировки, стать мегакрутой обезьянкой, но последний эволюционный шаг уже доступен не будет - поезд ушёл, и сэр Дарвин уехал на нём.

Поэтому детей, которых ещё не поздно спасти, нужно отдавать в кружок, где их "сломают" - как неправильно сросшиеся после перелома кости, их неправильно сложившуюся парадигму мышления нужно именно ломать, ничто другое не поможет в принципе. И в процессе этой ломки нужно ещё защитить ребёнка от вредного влияния извне - главным образом, от тех же самых родителей, которые не понимают проблемы.

А они, как правило, не понимают очень агрессивно.
А они, как правило, не понимают очень агрессивно.

При наличии интернета, детей невозможно уберечь от самостоятельного освоения огромного числа алгоритмов, поэтому ломать иногда придётся не просто жёстко, а даже жестоко - отчитывая ребёнка за использование алгоритма, которого он не понимает, требуя объяснить каждый переход и придираясь буквально к каждому символу.

Пример: учишь какой-нибудь шестой класс решать квадратные уравнения, поэтапно к ним подбираясь: начиная с тех, где квадрат равен числу, потом давая те, где нет свободного коэффициента, затем доходя до разложения на множители и выделения полного квадрата, которые они и сами смогут придумать... А тут кто-то берёт, да и решает очередной частный случай по формуле (неважно, от родителей или из Интернета взятой) через любимый всеми дискриминант. Откуда взялась формула, ребёнок не знает. Он знает, что есть упакованный кем-то в чёрный ящик алгоритм, который по набору коэффициентов выдаёт ответы. Ему достаточно. Он обезьянка, а не человек с мыслительными способностями.

Фото из интернета.
Фото из интернета.

И да, я прошу прощения у тех читателей, кому тоже очевидно, что такой обезьянкой быть вредно - подавляющее большинство взрослых людей, включая не самых глупых в общении, искренне не понимают, что не так с их образованием. Они продолжают говорить "у меня в школе всегда с математикой было хорошо" в значении "я всегда был хорошей обезьянкой" и просят сделать точно такую же обезьянку из их детей.

А я так не могу. Не хочу. Не буду. Я хочу жить среди людей, поэтому именно таковых стараюсь выращивать из всех, кто ко мне приходит. Моим ученикам может не хватить знания какого-то алгоритма, который другие не задумавшись применят, но зато они способны рассуждать. А это - будущее, которого у обезьянок практически нет.

Хотя, не буду лукавить, единичные примеры тех, кто вырвался из "обезьянника" в сознательном возрасте, мне тоже знакомы. Но все эти исключения только подтверждают общее правило.