Говорить, что Маяковский это «самый низкий, самый циничный и вредный слуга советского людоедства» как выразился г-н. Бунин, тоже самое что говорить «жёлтые тюльпаны вестники разлуки». То есть свести всё к бесцветному абсолюту и совершенно игнорировать краски и оттенки. А ведь абсолютно чёрного или белого в мире нет.
Продолжаю серию статей о моих любимых поэтах. И сегодня у нас:
Владимир Маяковский
Хорошо «слуга советского людоедства», который написал:
«И мне агитпроп в зубах навяз, и мне бы строчить романсы на вас — доходней оно и прелестней. Но я себя смирял, становясь на горло собственной песне».
Или:
«Я хочу быть понят родной страной, а не буду понят — что ж?! По родной стране пройду стороной, как проходит косой дождь».
Беда Маяковского в том, что это умный поэт. Он умел хорошо слушать, запоминать, а потом использовать полученные знания в своих стихах. Корней Чуковский вспоминал как он часами мог слушать, например, о Уитмене (американский поэт) и представлять как тот бы читал свои стихи. Иностранного языка он не знал.
Зачастую от большого ума могут рождаться сложные стихи...
Его творчество содержит множество отсылок и аллегорий. Не зная контекста, можно подумать, что он пишет какую-то отсебятину. Но вот когда он раскрывается перед тобой как поэт (у многих после многочисленных попыток начать читать его), то понимаешь какая глыба перед тобой.
И меркнут рядом с ним Кручёный, Каменский или Бурлюк, что открыл его миру. Да, они тоже футуристы и классики, но немного не то. Отметить из всей четы футуристов я могу ещё Николая Асеева. Особенно его стихотворение "О смерти".
И уж тем более ни в какое сравнение с ним не идёт его «ученик» Семён Кирсанов, который буквально хотел растоптать и занять место своего учителя, давшего ему выход в свет. Позже он, конечно, опомнится и напишет:
«Я счастлив, как зверь, до ногтей, до волос,
я радостью скручен, как вьюгой,
что мне с командиром таким довелось
шаландаться по морю юнгой».
А вот его воспоминание от 1926 года:
«Начинаю печататься в прессе. Живу плохо, голодаю, сплю под кремлевской стеной на скамье. Приезжает из Америки Маяковский. Дела улучшаются. Пишем вместе рекламные стихи и агитки».
Сколько я не читал о Владимире Маяковском, я никогда не встречал историй, где он кому-то не помог бы. Да, кряхтел и ругался. Но чтобы бросить кого-то в беде или отмахнуться. Никогда. Такое «горячее сердце» редкость в любое время и эпоху. Я знаю ещё одного противоречивого поэта, у которого был хоть и скверный характер, но зато какое виденье человеческой сущности. И он на все века написал:
«Но дружбы нет и той меж нами.
Все предрассудки истребя,
Мы почитаем всех нулями,
А единицами — себя».
В целом какой бы характер у тебя не был - многое о тебе скажут твои поступки. Льстецы всегда припудрены, вежливы и доброжелательны, но случись с тобой горе – отвернутся не повернув и носа.
«Лесть никогда не исходит от великих душ, она — удел мелких душонок, умеющих становиться еще мельче, чтобы войти в жизненную сферу важной персоны, к которой они тяготеют».
Оноре де Бальзак
Я за свои 35 лет хорошо это понял. Иногда помощь приходит от тех, от кого ты даже не ожидаешь. А «добренькие» друзья, которые под рюмкой клялись в вечной дружбе, исчезают как утренний туман.
Вот и Маяковский помогал, помогал, помогал. А на выставку «25 лет работы» никто из так называемых друзей не пришёл. А потому что был дан указ игнорировать. Хотите дальше жить у кормушки – делайте так как вам сказали. Известно, что официально приглашены были:
«Юрий Олеша , Илья Сельвинский , Александр Фадеев , Леонид Леонов , Федор Гладков , Александр Безыменский , Михаил Светлов , Всеволод Иванов , Николай Эрдман и др.»
Это всё очень громкие имена того времени.
Пришли верный друг Маяковского Виктор Шкловский и Александр Безыменский. Было много приглашённых из партийной верхушки, но никто на выставку не явился. Лиля Брик за день до закрытия выставки запишет в дневнике:
"Выставка должна была быть образцовой (вот как надо ее сделать!), а получилась интересной только благодаря материалу. Я-то уж с самой моей истории с Шкловским знаю цену этим людям, а Володя понял только сегодня - интересно, надолго ли понял".
Может я и вырвал эту цитату из контеста, но то что Маяковский очень верил людям, которым не следует верить, понятно из его же биографии.
Интересный факт. Виктор Шкловский был верен Маяковскому всю жизнь. Именно он будет открывать вечер «Маяковскому 80» в 1977 году. Есть даже видео этого концерта. Самого Владимира Маяковского на этом вечере по понятным причинам не будет.
«И говорить можно много…»
Если Маяковский так плох как о нём говорят некоторые, то мог бы он пройти через эти стальные стены времён? Не мог. Вот Семёна Кирсанова сегодня мало кто помнит, хотя он был очень популярен в 40-60-х. годах. В общем пока был жив. Кстати, Кирсанов приходил на выставку Маяковского «25 лет работы», но тот даже руку ему не пожал. Об их конфликте больше не будем. Тут дело в том, что человек априори обречён сгинуть в пыли времён, если он нечист на руку хотя бы перед самим собой. А уж если в поэзии…
А поэзия Маяковского живее всех живых. Пусть не вся, но вот эти строки:
«Слов моих сухие листья ли
заставят остановиться,
жадно дыша?
Дай хоть
последней нежностью выстелить
твой уходящий шаг».
Навсегда в истории русской поэзии. Он мог бы вообще больше ничего не писать после стихотворения:
Послушайте!
Ведь, если звезды зажигают -
значит - это кому-нибудь нужно?
И как был прав поэт, когда ответил одному недоброжелателю, который говорил, что его стихи не уйдут в века:
«А вы зайдите через сто лет, тогда и поговорим».
Вот мы через сто лет и зашли. Ведь эта легендарная фраза впервые как раз век назад и прозвучала.
В любви и отношениях я с Маяковским во многом не согласен. Но так как о любви писал он - не напишет никто. Вот у Есенина тоже много о любви. Но он хорошо поёт об отживших и «отлюбивших» чувствах. А о безудержной силе чувств и бесконечном стремлении к вечной любви точно написал только Маяковский в свойственной ему манере всё гиперболизировать:
«И в пролет не брошусь, и не выпью яда, и курок не смогу над виском нажать. Надо мною, кроме твоего взгляда, не властно лезвие ни одного ножа».
Иногда принято считать, что кроме Лили Брик он никому о любви «крутых» стихов не писал. А как же вот это:
«Ты одна мне
ростом вровень,
стань же рядом
с бровью брови,
дай
про этот
важный вечер
рассказать
по-человечьи.
Пять часов,
и с этих пор
стих
людей
дремучий бор,
вымер
город заселенный,
слышу лишь
свисточный спор
поездов до Барселоны.
В черном небе
молний поступь,
гром
ругней
в небесной драме,-
не гроза,
а это
просто
ревность двигает горами».
А уж про красивую историю, что Татьяне Яковлевой в Париже каждую неделю присылали свежие цветы от поэта, которого уже давно не было в живых, слышали все. Маяковский просто оставил огромную сумму в цветочном магазине, который был на грани банкротства. Продавцу эти деньги помогли не разориться, а когда дела наладились, то посылать букет свежих цветов по указанному адресу самое малое, что он мог сделать.
Есть ещё рассказ официанта, которому Маяковский за 2-3 дня до гибели оставил огромную сумму на чай со словами:
«Бери. Они тебе нужнее чем мне».
И таких поступков можно насчитать в его биографии немало. А я повторюсь, что только человек «горячего сердца» способен на такие поступки. Иной пройдёт мимо нуждающегося и про себя подумает «ему помогут». Но это всё лирика. На сем можно и закончить.
Сущность человека всегда определяет его поступки по отношению к другим живым существам, не только к себе подобным. И неважно есть у тебя возможность помочь или нет. Богатый ты или бедный. Успешный или несчастный. Сущность остаётся с тобой от рождения до конца. А вот что в нас эту сущность порождает уже другой вопрос.