Найти в Дзене
Библио-лаборатория

"Стеклянный ключ" Дэшила Хэммета: классика "крутого детектива" и социальная проза будущего коммуниста

Сыщик частного детективного агентства, солдат, знаменитый писатель, активист коммунистической партии, политзаключенный…

Дэшил Хэммет прожил насыщенную жизнь. Литературная карьера занимает в его биографии сравнительно небольшую часть, но в истории литературы он остался как один из основателей нуара и «крутого детектива». Сэм Спейд, безымянный оперативник из агентства «Континенталь» и другие герои Хэммета вдохновляли писателей и кинематографистов еще долгие годы после смерти самого Хэммета, да и до сих пор вдохновляют.

Кадр из экранизации 1942 года
Кадр из экранизации 1942 года

Нед Бомонт, герой романа «Стеклянный ключ», не просто один из этих героев — на самом деле Хэммет наделил Бомонта некоторыми собственными чертами, как минимум в том, что касается внешности, и не только ее. Да и окружающая героев обстановка, которая по прошествии почти столетия кажется нам экзотической стариной, на самом деле очень точно отражала реальность тех времен, когда Хэммет писал свои произведения.

Характерной особенностью «нуарных» детективов тех лет является отсутствие привычного для классического деления на «сыщиков» и «преступников». Хэммет не просто сочиняет историю про раскрытие загадочного преступления, он как бы делает литературный «снимок» современного ему общества, среды, которую он знал не понаслышке.

Романы Хэммета, и особенно «Стеклянный ключ» представляют собой почти полную противоположность популярным в наши психологическим детективам, в которых авторы дают героям совершить некий поступок (порой даже весьма незначительный с точки зрения развития сюжета), после чего погружают читателя в многостраничную запутанную рефлексию героя по поводу этого поступка и его причинах. Хэммет же рисует портреты персонажей совсем иначе — в его прозе нет ничего, кроме действия, и о мыслях и чувствах персонажей читатель догадывается исключительно по тому, что они предпринимают.

К сожалению, не нашел ни одного изображения обложек переводных изданиий в хорошем качестве, так что будет оригинал.
К сожалению, не нашел ни одного изображения обложек переводных изданиий в хорошем качестве, так что будет оригинал.

Забавно, что название «Стеклянный ключ» носит премия скандинавских стран в области детективной литературы — тех самых стран, писатели которых преимущественно и культивируют в последние годы жанр психологического детектива.

Не подумайте плохого, я совершенно ничего не имею против психологических детективов. Однако на самом деле в умении раскрывать психологию персонажей, не влезая напрямую им под черепную коробку, как мне кажется, любой из современных писателей может поучиться у Дэшила Хэммета.

Конечно, когда читаешь классику нуара, надо обязательно учитывать социальную атмосферу в которой они создавались, и которую, соответственно, отражали. Великая Депрессия и «сухой закон», наложившись друг на друга, породили организованную преступность и спровоцировали всеобщее обесценивание моральных ценностей, с которыми у политики всех стран и времен и так, по большому счету, дело обстояло и обстоит не лучшим образом.

Не могу обойтись и без отсылки к гениальнейшей экранизации Куросавы "Телохранитель" (в основу сюжета легли два романа: "Стеклянный ключ" и "Кровавая жатва")
Не могу обойтись и без отсылки к гениальнейшей экранизации Куросавы "Телохранитель" (в основу сюжета легли два романа: "Стеклянный ключ" и "Кровавая жатва")

Именно так себя ведут и персонажи «Стеклянного ключа», для которых убийства, убийцы, их жертвы и вообще все причастные — лишь фигуры в долгой шахматной комбинации под названием «выборы». Лишь постепенно сквозь всю эту серую зону, читатель улавливает, что не все меряется на деньги и выгоду, что кто-то еще способен ставить верность дружбе превыше всего, даже когда друг, казалось бы, тебя предает.

Потому что, как ни парадоксально это звучит, «Стеклянный ключ» - это роман о дружбе, любви, и предательстве, которое, увы, часто сопровождает эти два великих чувства.

Читайте также на канале: