Найти в Дзене
Кинокружок Курилова

«Календарь ма(й)я» – редкий случай удачного детского фильма, снятого без «поддержки» СССР

Российское подростковое кино обычно получается хорошим благодаря связи с кинематографом или фактурой СССР (я специально писал про это пару текстов) или не получается вообще. Но фильм «Календарь ма(й)я» выглядит как редкое исключение из правила. Или хорошая попытка.

Елизаров, Зюзина и Карасев. Кадр из к/ф «Календарь ма(й)я».
Елизаров, Зюзина и Карасев. Кадр из к/ф «Календарь ма(й)я».

Сначала пролог про археологов, в 70-е раскопавших гробницу (видимо, майя), в которой пропал один из молодых ученых. Затем в наше время в Санкт-Петербурге школьники посещают с экскурсией место раскопок, где странным образом та самая плита от гробницы из пролога.

Наглый грубоватый Елизаров, необщительная девочка Зюзина и пухлый Карасев, которых часто шпыняют, прикасаются к плите гробницы и оказываются в прошлом: должна быть пятница, но всё так, словно снова среда. Затем вторник, понедельник, и дети понимают, что время идет назад, жить осталось 13 лет. Дело в мае, поэтому в названии «ма(й)я».

Героиня Равшаны Курковой помогает детям решить квест с больным дедушкой. 
Кадр из к/ф «Календарь ма(й)я».
Героиня Равшаны Курковой помогает детям решить квест с больным дедушкой. Кадр из к/ф «Календарь ма(й)я».

Фильм снят по повести Виктории Ледерман, которая выдержала много переизданий и получила спецприз премии имени Владислава Крапивина. Частенько кажется, что юные актеры просто читают текст из книги.

Раз уж разговор начался с упоминания современных фильмов, снятых с упором на наследие СССР, стоит признать, что почти все они все-таки сильнее, чем «Календарь ма(й)я». В новом кино, при всей бодрости истории, есть проблемы с диалогами. Местами хотелось бы убрать из реплик некоторые клише, сделать их более художественными.

Федор Добронравов отлично смотрится в добром семейном кино.
Кадр из к/ф «Календарь ма(й)я».
Федор Добронравов отлично смотрится в добром семейном кино. Кадр из к/ф «Календарь ма(й)я».

Не читал исходную книгу, но обычно сцены с разговорами на основе литературы выглядят, если не гениально, то выше среднего уровня обычного киносценария, а здесь такого эффекта нет. Также слегка напрягают прямолинейные грубости мальчика Елизарова.

В остальном все выглядит достойно. Местами сыграно и поставлено сыровато, но для детского кино это нормально, зато дети настоящие, играющие свой возраст. И главное, что история хороша, фантастическая составляющая относительно свежа и выигрышна, по сравнению с традиционными петлями времени.

Хватает динамики, смены локаций, приятно, что действие происходит в Санкт-Петербурге, авторы тут особо увлечены показом каналов, речными прогулками на фоне небоскреба Лахта-центр, который уже выглядит в кино как новая визитная карточка города на Неве, хотя ранее многие боялись, что она испортит пейзаж.

Кадр из к/ф «Календарь ма(й)я».
Кадр из к/ф «Календарь ма(й)я».

Режиссер и сценарист тут Виктория Фанасютина. Ранее она поставила удачный фильм «Солдатик», как раз на советской фактуре, про реального сына полка Сережу Алёшкова.

Кстати, командира полка в «Солдатике» играл Виктор Добронравов, а в «Календаре ма(й)я» главная мужская роль у его отца Федора Добронравова. Им классно удается наполнить детскую историю не только мастерством исполнения, но и неподдельной теплотой.

Также неплохи взрослые роли Равшаны Курковой, играющей подругу отца Елизарова, и Анны Уколовой (учительница Клара Борисовна).

Кадр из к/ф «Календарь ма(й)я».
Кадр из к/ф «Календарь ма(й)я».

Спасибо за дочитку! Подписывайтесь на канал, и продолжим!