Фильм «Служебный роман» по праву вошел в золотую коллекцию отечественного кино. Созданный Эльдаром Рязановым в 1977 году, он стал лидером кинопроката, был признан лучшим фильмом года, удостоен Государственной премии РСФСР имени братьев Васильевых.
Кинолента снята по пьесе Э. Рязанова и Эмиля Брагинского «Сослуживцы».
Кроме основной сюжетной линии, связанной с главными героями, директором статистического учреждения Людмилой Калугиной (Алиса Фрейндлих) и ее подчиненным Анатолием Новосельцевым (Андрей Мягков), присутствует в фильме еще также история их коллеги, Ольги Рыжовой. Вернее, история ее любви. А если еще точнее, история ее притязаний на любовное расположение еще одного любопытного персонажа – Юрия Самохвалова (Олег Басилашвили), мужчину начальственного, видного и шикарного.
Как-то принято считать (по крайней мере я очень часто сталкивалась именно с таким мнением), что Оленька – дама неприятная во всех отношениях. Судите сами. Женщина замужняя, солидная. Сын имеется. А ведет себя: черт знает как. Бессовестно липнет к чужому мужу. (Вспомнилась ей, видите ли, юношеская влюбленность). И кокетничает с ним она отчаянно.
И письма с откровенными признаниями пишет. И преследует его. И, вообще, втягивает в ненужные, незаконные отношения. А он-то, предмет ее страсти, видит эту экзальтированную дамочку вполне объективно и разумно оценивает. Ведь недаром намекает своему приятелю, Новосельцеву, что Оленька подрастеряла свою молодость и прелесть со студенческих времен.
И сколько не пытается Рыжова очаровать предмет своей любви (и кофточка с теми самыми пресловутыми розочками, и милая улыбка, и кокетство) – все попусту.
Стойкий гражданин Самохвалов остается глух к ее чувствам. И более того, в конце концов ничему не остается ему, как прибегнуть к помощи общественности. Попросить, так сказать, оградить его, несчастного потерпевшего, от посягательств не очень умной и слегка распущенной влюбленной дамочки…
Да, так и обстоит дело. На первый взгляд. На взгляд обывателя.
Только сам режиссер так не думает. Прежде всего, потому, что он выбрал на роль Ольги Рыжовой интеллигентную милую, очень обаятельную Светлану Немоляеву. Ведь, к слову сказать, в пьесе ее героиня совсем другая. Беспардонная хищница, прущая напролом. Чуть даже гротескная нагловатая особа.
Свое отношение к Оленьке Рязанов выразил в одном очень значимом эпизоде.
Помните, когда героиня Немоляевой, опозоренная насмешками коллег, раздавленная предательством любимого, бредет со своим зонтиком сквозь вокзальную толпу на электричку? И за кадром звучит пронзительное, за душу берущее стихотворение Беллы Ахмадулиной «О мой застенчивый герой...».
Его читает сама Немоляева. Читает прекрасно. Со спокойной интонацией, но с таким драматическим подтекстом, что – мороз по коже.
Вся наша роль — моя лишь роль.
Я проиграла в ней жестоко.
Вся наша боль — моя лишь боль.
Но сколько боли. Сколько. Сколько.
Что хотел сказать режиссер этим эпизодом? А то, что он на стороне своей героини. Что он понимает, насколько глубоко и дорого было для нее чувство к недостойному человеку. Насколько болит душа от скоропалительности и бездушия окружающих.
И еще Эльдар Рязанов, мне кажется, хочет сказать нам, что каждый человек наделен святым правом если не на счастье, то хотя бы на любовное переживание…