Вспомните, когда вы в последний раз чувствовали себя обескураженными и доверились другу или партнёру.
А теперь представьте, что ваш любимый человек ничего не сказал, чтобы признать ваше разочарование. Вместо этого он выплеснул поток позитивных банальностей типа: «Всё получится!» или «Ты можешь это сделать!» Вы, вероятно, почувствовали бы разочарование. Вы бы чувствовали себя неуслышанными и невидимыми.
Что сработает
Как родители, мы не любим видеть наших детей разочарованными и обескураженными, поэтому мы стремимся преодолеть эти негативные чувства и перейти сразу к словам ободрения или совету нашему ребёнку, как решить проблему.
Но исследования показывают, что когда кто-то испытывает эмоциональное расстройство, ему в первую очередь нужно чувствовать себя признанным. Пока ребёнок не почувствует, что его услышали и увидели, он не сможет двигаться вперёд к решению проблемы или извлечению уроков из опыта. Плюс, его настроение ухудшится.
Другими словами, без этого важного первого шага подтверждения чувств вашего ребёнка вы могли бы осыпать его всеми словами поддержки для детей, известными человечеству, и все эти благонамеренные слова просто вошли бы в одно ухо и вылетели бы из другого.
Когда ваш ребёнок переживает моменты разочарования, это похоже на то, что он заблудился в лабиринте и не может найти выход. Куда бы он ни посмотрел, он видит высокие живые изгороди, давящие на него — он подавлен своими пугающими негативными чувствами, и ему не хватает жизненного опыта или зрелости, чтобы понять, что эти чувства пройдут.
Как родитель, вы можете помочь своему ребёнку выйти из затруднительного положения и найти выход из этого лабиринта, чтобы он мог учиться и расти на этом опыте. Всё, что вам нужно сделать, это помочь ему.
Поэтому, когда вы окажетесь в такие моменты, вспомните три шага описанной ниже методики, основанной на исследованиях, чтобы подтолкнуть вашу память к тому, как реагировать, и помочь вашему ребёнку двигаться вперёд.
Этот пост полон практических выводов, но вам не обязательно использовать их все.
1. Будьте зеркалом
Это первый и самый важный шаг, который может занять от минуты до 10 минут или больше, в зависимости от того, насколько расстроен ваш ребёнок.
Как это сделать: представьте, что вы зеркало, и отразите то, что он переживает, назвав эмоцию, которую он, кажется, испытывает.
Например, вы можете произнести одно из приведённых ниже зеркально отражённых утверждений и использовать свой тон голоса, выражение лица и язык тела, чтобы отражать чувства вашего ребёнка и согласовывать его с вашими собственными словами.
Большая часть человеческого общения является невербальной, поэтому, согласовывая свои слова и невербальные сигналы, которые вы посылаете, вы будете общаться осмысленно и действительно понимать, что чувствует ваш ребёнок.
- Ты чувствуешь разочарование/раздражение/разочарование, и я понимаю, почему.
- Вполне логично, что ты чувствуешь себя расстроенным/разочарованным/раздосадованным/обессиленным. Это тяжёлая ситуация.
- Похоже, у тебя есть мысль: «Я не могу этого сделать»/«Я недостаточно хорош».
- Я могу ошибаться, но мне кажется, что сейчас ты чувствуешь себя расстроенным/разочарованным/раздосадованным/обессиленным.
- Ты выглядишь так, будто тебе тяжело <указать цель>, и ты чувствуешь себя расстроенным/разочарованным/раздосадованным/обессиленным.
- Похоже, у тебя в голове была идея о том, как должен развиваться твой проект/твоя история, но всё оказалось не так, как ты думал. Ты выглядишь расстроенным/разочарованным/раздраженным/обессиленным, и мне это понятно.
Иногда зеркального утверждения достаточно, чтобы сдуть раздувающуюся негативную эмоцию. Но в других случаях вашему ребёнку может понадобиться больше комфорта. В таких ситуациях вы можете предложить объятие, погладить его по спине/плечу или пригласить его сесть рядом с вами, а затем молча обнять его.
Если ребёнок всё ещё кажется подавленным своими негативными эмоциями, выделите ему время, чтобы побыть вместе. Вы можете быстро прогуляться по улице, устроить импровизированную танцевальную вечеринку или вместе почитать. Это не всегда необходимо, но всего несколько минут могут помочь вашему ребёнку проветрить голову и найти выход из этого страшного лабиринта.
Исследования показали, что, когда вы постоянно подтверждаете чувства своего ребёнка и тренируете его через свои эмоции таким образом, он, как правило, лучше ладит со своими друзьями, у него меньше проблем с поведением и он более устойчив.
Дети, которых обучают эмоциям, по-прежнему грустят, злятся или пугаются в трудных обстоятельствах, но они лучше умеют успокаивать себя, восстанавливаться после стресса и продолжать продуктивную деятельность.
2. Задавайте вопросы
После того, как вы почувствуете, что ваш ребёнок чувствует себя услышанным и понятым, а его негативные эмоции начали рассеиваться, вы можете переходить к следующему шагу.
Как это сделать: задайте вопрос, чтобы задействовать способы решения проблем вашего ребёнка, чтобы он мог двигаться вперёд в позитивном ключе.
Слишком часто взрослые рассказывают детям, что произошло или что не так, что стало причиной этого, что ребёнок должен чувствовать по этому поводу и чему он должен научиться из этого, что он должен с этим делать.
Намного более уважительно, ободряюще и стимулирующе к развитию навыков, когда мы спрашиваем, что произошло или что, по мнению ребёнка, вызвало это, что он думает по этому поводу, чему он научился, какие идеи у него есть для решения проблемы, или как он может использовать в будущем то, что узнал.
Задавая вопрос на этом этапе, постарайтесь использовать тон любопытного друга, потому что вы не хотите показаться обвиняющим или осуждающим вашего ребёнка. Вот несколько вопросов, которые могут помочь:
- Можешь ли ты рассказать мне/показать, что пытаешься сделать?
- Можешь ли ты рассказать мне/показать сложную часть?
- Что ты узнал из этого?
- Можешь ли ты придумать лучший способ решения этого дела?
- Какие у тебя есть идеи, как это исправить?
- Что ещё ты мог бы сделать, чтобы у тебя получилось это задание?
- Я слышала, что это дело важное для тебя. Что бы ты мог сделать, чтобы приблизиться к его выполнению?
- Если бы ты мог взмахнуть своей волшебной палочкой, чтобы исправить проблему, что бы ты сделал в первую очередь?
Почему этот шаг важен: развитие навыков решения проблем у ребёнка — один из величайших подарков, которые вы можете ему сделать. Дети, которым не хватает подобных знаний, могут быть подвержены более высокому риску депрессии и самоубийства. С другой стороны, когда вы обучаете детей этому, исследования показывают, что у детей реже возникают ситуации контролировать собственное импульсивное поведение.
3. Поддержите ребёнка
После того, как ваш ребёнок сформулирует извлечённый урок или обдумает потенциальное решение, наступает лучшее время для последнего шага: поделитесь положительными словами поддержки, которые поддержат его.
Помните, что этапы «Зеркало» и «Вопрос» необходимы для того, чтобы ваш ребёнок мог услышать и воспринять слова поддержки.
Как это сделать: в следующем посте вы найдёте 125 лучших слов ободрения для детей. Но конкретные слова, которые вы используете, чтобы подбодрить своего ребёнка, будут зависеть от ситуации, поэтому вот несколько рекомендаций, которые помогут вам придумать свои собственные ободряющие фразы для детей:
- Будьте искренними.
Дети могут видеть сквозь чрезмерную похвалу, и она может больше навредить, чем помочь.
- Будьте конкретными.
Представьте, каково было бы слышать, как любимый человек произносит обычное «Молодец!» в отличие от чего-то вроде этого: «Вау! Ты столкнулась с серьёзной проблемой и решила её. Это требовало настойчивости». Когда кто-то проявляет такое внимание, вы чувствуете, что вас видят и понимают. Такого рода конкретное поощрение намного сильнее, чем общие фразы.
- Хвалите ребенка за их действия и выбор.
Точно так же не хвалите способности вашего ребёнка. Такие фразы, как «Ты такой умный», могут подорвать мотивацию вашего ребенка, нанести ущерб его самооценке и даже способствовать развитию у него нарциссизма.
- Меньше — больше.
Вам не нужно хвалить ребёнка каждый раз, когда он что-то делает, особенно если это то, что ему нравится делать. Слишком много похвалы может фактически снизить его мотивацию. Кроме того, если вы склонны регулярно использовать одни и те же ободряющие фразы, они могут начать терять свою привлекательность для вашего ребёнка. Попробуйте немного сократить эти фразы и заменить их чем-то новым из списка.
Почему этот шаг важен: вознаграждение формирует человеческое поведение, и исследования показывают, что наш мозг реагирует на социальное одобрение, такое как похвала, точно так же, как он реагирует на денежное вознаграждение. Вербальная похвала и поддерживающие жесты, такие как «дай пять», заставляют нас чувствовать себя хорошо, плюс они могут побудить детей повторить попытку после ошибки или неудачи.
Исследования также показывают, что слова поддержки могут помочь развить социальные навыки вашего ребёнка, например, побуждая его помогать другим в будущем.