Найти тему
starcom68

Храм Святого Илии в Солнечной долине - один из старейших храмов Крыма

Этот древний храм практически не возможно миновать проезжая через село Солнечная Долина, что расположено в глубине полуострова Меганом в Крыму. Принято считать, что это древнейший действующий храм Крыма, существующий с Х-ХII веков. Однако, авторы этого утверждения обычно забывают про куда более известный храм Иоанна Предтечи в Керчи, ведущий свою родословную если не с VIII, то точно с IX века.

У Ильинской церкви
У Ильинской церкви

Но вернемся к Ильинской церкви. Своих гостей храм встречает на перекрестке трех дорог странной на первый взгляд бетонно-блочной подпорной стеной и аншлагами. Такое ощущение, что храм находится на земляном останце, подрытом со всех сторон, а затем укрепленном подпорной стенкой.

Паркуем Белку в тени и идем на экскурсию.
Паркуем Белку в тени и идем на экскурсию.
Аншлаг бездоказательно удревняет возраст храма практически на 100 лет. Вероятно, причиной этого послужили остатки византийской кладки более ранней постройки, назначение которой осталось неизвестным.
Аншлаг бездоказательно удревняет возраст храма практически на 100 лет. Вероятно, причиной этого послужили остатки византийской кладки более ранней постройки, назначение которой осталось неизвестным.
Второй аншлаг сообщает о строительстве в этом месте духовно-просветительского центра и воскресной школы для взрослых и детей
Второй аншлаг сообщает о строительстве в этом месте духовно-просветительского центра и воскресной школы для взрослых и детей

Оставив в стороне сочетание "духовно-просветительский" обратим внимание на масштабный проект изменения сложившегося на сегодняшний день культурного ландшафта вокруг храма, являющего помимо всего прочего еще и памятником архитектуры. Согласитесь, как-то плохо вяжется такая стройка с древнейшей христианской культовой постройкой Крыма. Наверное у проекта даже есть согласование от государственных органов охраны памятников культуры, подобно тому как получили согласование казачки, а потом ВС РФ на обустройство окопов и капониров на валу Арабатской крепости?

Можно даже предположить о проведении масштабных архитектурных и археологических исследований, но ничего подобного пока не было сделано.

Проходим через ворота и поднимаемся к храму Святого Илии. Тут самое время рассказать о его истории, которая во многом объясняет странный рельеф вокруг
Проходим через ворота и поднимаемся к храму Святого Илии. Тут самое время рассказать о его истории, которая во многом объясняет странный рельеф вокруг

Солнечная долина (долина Коз) была заселена как минимум с бронзового века. В античное время и средневековье ее греческое, итальянское, а позднее татарское  население с успехом культивировали виноград, что продолжается и по сей день. В северной части современного села Солнечная Долина располагалось средневековое поселение. В ходе археологических разведок второй половины 1980-90-х годов здесь среди современной застройки собран немногочисленный подъёмный материал представленный фрагментами керамики XII-XVIII веков.

Обратите внимание на инородные поздние элементы в экстерьере и неоднородность кладки. Это следы многочисленных ремонтов и реконструкций как в прошлом, так и в настоящем и не все из них были удачными. Несомненным успехом выглядит только традиционная черепичная кровля здания.
Обратите внимание на инородные поздние элементы в экстерьере и неоднородность кладки. Это следы многочисленных ремонтов и реконструкций как в прошлом, так и в настоящем и не все из них были удачными. Несомненным успехом выглядит только традиционная черепичная кровля здания.

К сожалению, я не нашел обмерных чертежей храма, а вовнутрь попасть не удалось. Поэтому ограничимся текстовым описанием постройки.
Храм Святого Пророка Илии представляет собой большой однонефный храм с полукруглой абсидой, расположенный в центре современного села. Интересно, что вокруг него не найдено каких-либо значимых культурных остатков, свидетельствующих о том, что он являлся центром сельского поселения IX-Х вв. Встреченный подъёмный материал (амфорная тара и поливная керамика) датируется ХIII-XVIII веками. Достоверно известно о находке вблизи храма нескольких серебряных трапезундских аспров XIII столетия с изображением св. Евгения. Наиболее вероятно, что храм стоял на отшибе у озера на перекрестке дорог и рядом с ним существовал небольшой некрополь где хоронили жителей ближайших населенных пунктов. К сожалению, в 1960-е годы озеро рядом с храмом осушили, а холм на котором был расположен храм с прилегающим некрополем срезали. Чудом уцелел лишь небольшой останец под самим храмом. Вероятно этим объясняется отсутствие следов какого-либо поселения рядом.

Удивительно, но я нашел очень мало исторических изображений храма Святого Илии в Солнечной долине, хотя его расположение и сохранность предполагают их наличие. Как минимум на гравюрах XIX века и на фото времен Второй мировой войны.

Одно из немногих старых изображений Ильинской церкви. По всей видимости рисунок сделан после 1960-х годов, так как видна подрезка склона. Слева внизу та самая купель о которой речь пойдет ниже.
Одно из немногих старых изображений Ильинской церкви. По всей видимости рисунок сделан после 1960-х годов, так как видна подрезка склона. Слева внизу та самая купель о которой речь пойдет ниже.

Храм Святого Илии археологически не исследовался, но откуда тогда появились сообщения о более ранней византийской кладке на глиняном растворе в его основании я не знаю. Тем не менее, неоднократно производились архитектурные обмеры и осмотры памятника.  Начиная с конца XVIII века храм упоминается в заметках путешественников. Уже тогда он был христианским центром сельской округи.

Греческая церковь Св. Ильи, Козы (Солнечная Долина), Крым, 1910 год. ЦГАЛИ СПб Фонд Р-598 Д. 203 Л. 7. Источник Вики
Греческая церковь Св. Ильи, Козы (Солнечная Долина), Крым, 1910 год. ЦГАЛИ СПб Фонд Р-598 Д. 203 Л. 7. Источник Вики

Архитектура храма Святого Илии необычна, он построен по типу древних армянских церквей. Здание возведено на известковом растворе из меганомского песчаника, а откосы углов и дверного проема из копсельского песчаника. Вход в церковь с юга в западной части строения. Дверной проем низкий. Снаружи большой камень над входной дверью украшен пятью процарапанными циркульными изображениями греческих крестов в круге. Их мы не заметили и не сфотографировали. Вполне возможно, что сейчас они закрыты иконой. В западной и восточной стенах храма по одному небольшому окну. Трон в храме сложен из трех каменных плит и плотно примыкает к восточной стене церкви. Обойти его вокруг невозможно.
В церкви в качестве купели использовалась и используется поныне мраморная византийская капитель VI века коринфского ордера. На какое-то время она считалась утраченной, но потом была вновь обретена в запасниках Симферопольского музея и возвращена верующим. Сомнительное действие, ибо сохранилось не так много подобных капителей и лучше на них любоваться в музее.

Храм до последней реставрации и после нее, а также ранневизантийская капитель в храме из которой в последствии была сделана купель. Источник: Майко В. В., Джанов А. В. Археологические памятники Судакского региона Республики Крым. — Симферополь, 2015.
Храм до последней реставрации и после нее, а также ранневизантийская капитель в храме из которой в последствии была сделана купель. Источник: Майко В. В., Джанов А. В. Археологические памятники Судакского региона Республики Крым. — Симферополь, 2015.

Внешний вид Ильинской церкви привлекал исследователей своей аскетичностью и необычностью. Как писал в 1901 году секретарь Таврической ученой архивной комиссии А.И. Маркевич, «храм сложен весьма прочно, на извести и из больших плит. Стены очень толсты, свод храма из дикого камня и покрыт также большими плитами. Поддерживается свод тремя арками. Пол выстлан большими плитами из дикого камня». Дверь в храм настолько низкая, что приходится наклоняться, чтобы войти, поэтому местные жители назвали ее дверью смирения.

Храм Святого Илии. Вид на алтарную часть с юго-востока
Храм Святого Илии. Вид на алтарную часть с юго-востока
Южная стена храма Святого Илии
Южная стена храма Святого Илии

Первоначально храм был греческий, но после того, как в 1778 году греков переселили в Приазовье, за церковью присматривали жители села Козы мусульманского вероисповедания. В 1904 году храм отремонтировали, заново расписали и возобновили богослужения. Апсиду храма украсил деревянный православный крест, который вскоре заменили золоченым крестом из железа. В 1906 году над могилой священника Петра установили железный крест-памятник.
В 1939 году храм закрыли, крест снесли, в алтаре поставили дизельный генератор, а затем сделали зернохранилище. В годы Великой Отечественной войны в храме проходили службы для румынского гарнизона, а после войны он был заброшен. Возрожден храм был в 1998 году, в 2000 году вернули мраморную купель. В 2004 году в храме произошел пожар, горело всю ночь, но чудесным образом ничего не сгорело. Ну а сейчас здесь все замерло в ожидании строительства культурно-просветительского центра.

Беседка рядом с алтарной частью храма Святого Илии
Беседка рядом с алтарной частью храма Святого Илии

На территории храма имеется еще один примечательный объект. В 1771 году русские войска под командованием князя Н. Долгорукого разбили турецкую армию и заняли Кафу. Узнав об этом, турки в гневе убили православного священника Петра церкви святого Ильи. По свидетельству очевидцев, каждую Страстную пятницу, тело убитого священника в раке извлекали, и с торжественными песнопениями обносили вокруг церкви. Его останки почитались и христианским и татарским населением.
В 2001 году была найдена могила священника Петра, на которой установили памятную плиту с надписью «Под сей плитой покоились мощи священника Петра, убиенного турками в августе 1771 года». Значит раскопки все-таки были, правда не законные. Обратите внимание на "покоились". Это подразумевает, что плита оригинальная, а останки и могила были утрачены.

Вход в храм и могила священника Петра
Вход в храм и могила священника Петра

Обратите внимание на выложенный из галечек на растворе крест на надгробной плите и прочие украшательства. Не кажется ли вам странным такое отношение к реликвии? Может это и не плита Петра вовсе и от нас что-то скрывают? Ведь не может же православный человек так по варварски относится к своему подлинному культурному наследию?

Вид на храм святого Илии с юго-запада. Ракурс практически повторяет фото 1910 года
Вид на храм святого Илии с юго-запада. Ракурс практически повторяет фото 1910 года
Западная стена храма с окном. Обратите на проводку, кабеля и закладную в стене. Когда-то к ней крепился кондиционер. Ну какой-же православный храм сейчас без кондиционера и фонариков на стенах?
Западная стена храма с окном. Обратите на проводку, кабеля и закладную в стене. Когда-то к ней крепился кондиционер. Ну какой-же православный храм сейчас без кондиционера и фонариков на стенах?
Цветочки и вид на окрестный пейзаж
Цветочки и вид на окрестный пейзаж
Никто из моих читателей не знает как эти цветы называются? Синенькие и белые?
Никто из моих читателей не знает как эти цветы называются? Синенькие и белые?
Заглянув за угол мы обнаружили кондиционер, закрепленным  на северной стене храма.
Заглянув за угол мы обнаружили кондиционер, закрепленным на северной стене храма.

Неужели нельзя было его вынести отдельно в кусты, как сделали в Керчи по ссылке в начале поста? Дак еще и закрепили его в висячем положение на кронштейнах. Может быть храм все-таки не IX века, а современный новодел? Ведь даже школьнику понятно, что нельзя бурить оригинальный камень чтобы прикрутить к нему кондиционер. За такое вам придут штрафы и предписания от Государственного органа охраны памятников России, а также светит уголовная статья. Или Крым это все-таки не Россия и ее законодательство на полуострове не работает?

На этом у меня пока все. Репортаж о мечети Коз Джамиси в Солнечной долине был здесь:

Использованная литература:
1. Христианские храмы Солнечной долины
2. Майко В. В., Джанов А. В. Археологические памятники Судакского региона Республики Крым. — Симферополь, 2015.

Понравилось? Ставьте лайк и подписыватесь на мой канал. чтобы не пропустить продолжение.