«Свет полон очевидностей, которых никто не замечает».
Артур Конан Дойл.
Добрый день, уважаемые коллеги!
Продолжаем наше латиноамериканское путешествие.
Итак, 1973 год.
Американцы давно присматриваются к этому региону для создания устойчивого канала для производства и транспортировки веществ. Во-первых, это вечно пылающий континент, а в мутной воде бизнес всегда построить легче, чем в странах с устойчивыми политическими режимами.
Во-вторых, близость границ США. Для броска на север необходимо всего одна, максимум две перевалочных базы. Самое сложное на этом пути преодолеть Мексиканский Залив и добраться до Флориды. Вот тут и пригодится протяженное расстояние побережья (спасибо за поправку😁). Плюс, полным-полно частных самолетиков и яхт, которые гоняют на выходные на всякие карибские острова. Ни таможня, ни пограничники отсмотреть весь поток транспорта просто не в состоянии.
В-третьих, наркотическое вещество должно принципиально отличаться от опиума. Одно дело под действием кокаина плясать всю ночь в клубе и распевать песенки, и совсем другое - выпустить на улицы американских городов неконтролируемую армию героиновых зомби. Американцы хорошо обожглись с героином во Вьетнаме, и думаю, что учли этот опыт.
Тут и пригодилась практика индейцев, проживающих на севере Андских Кордильер. Они поколениями жевали листья коки и чувствовали себя бодро и весело. В дело пошли и эксперименты доктора Фрейда и кока-кольная индустрия.
Это работа и заработок крестьянских хозяйств севера Чили. Небольшие заводики производили марафет, а далее через Колумбию товар доставляли в США и разные другие заинтересованные страны. Все были довольны, тихо, по-семейному. Но 11 сентября 1973 года в результате военного переворота к власти в Чили пришел Аугусто Пиночет. Доктор Сальвадор Гильермо Альенде Госсенс покончил собой. Одной из первых акций нового правительства страны "cacho de cabra" был разгром кокаиновой лавочки.
Все производства были уничтожены, а посредники или присели в тюрьмы или были вышвырнуты за пределы страны.
С полной ответственностью можно говорить о том, что, если бы у власти остались марксисты, поддерживаемые Китаем, история приняла бы совершенно другой оборот. И говорили бы мы сейчас не о Медельинском наркокартеле, а о каких-нибудь земляках из Вальпараисо или Антофагасты.
И, кстати, Китай тоже мечтал о развертывании наркотического бизнеса подальше от своих границ. А уж им было за что мстить. История Ост-Индской компании и Опиумных войн тому подтверждение.
Трудно сказать, как Пиночет смог отказать США, но то, что договоренности были, это понятно из дальнейшей истории. Пиночет – просвещенный тиран, он любил свою страну. Генерал спас Чили. И Чили миновала участь тогдашней Колумбии и нынешней Мексики. Vivo por siempre, mi general! Mi general, Augusto Pinochet!
Но выход был мгновенно найден. Колумбия подошла на эту роль как очень подходящее государство. Удобное расположение, выход к берегам Карибского моря и люди, готовые взять на себя роль миллиардеров из Форбс, построивших состояния на blanquita. Плюс традиционная латиноамериканская коррупция и Фемида, которая в Колумбии пребывала в коме почти 10 лет.
В Колумбию были командированы профессиональные црушники, имевшие еще вьетнамский опыт по экспорту опиума из «Золотого треугольника». Их задача состояла в налаживании производства и путей поставок.
Внимательные читатели Юлиана Семенова помнят, что злодей Джон Глэбб имел неслабый бэкграунд, прежде чем попал в вымышленную Нагонию.
«Некий Глэбб был задержан полицией в авиапорту Гонконга в 1966 году, когда британская полиция арестовала людей Лао с чемоданом героина, оцененным в миллион долларов.
Несмотря на сопротивление, чемодан был вскрыт; во втором дне был обнаружен героин, оцененный в три миллиона долларов, — невиданная по тем временам контрабанда.»
«Глэбб. Лао. Узел Гонконга. Наркотики, ЦРУ, китайская секретная служба. Вы могли бы помочь нам разобраться в этом?
— Лао — резидент Пекина в Гонконге?
— По-видимому.»
Семенов Юлиан, «ТАСС уполномочен заявить», 1979 год.
Повторюсь еще раз. Не доверять Семенову нельзя. Если он описал такую сюжетную линию, следовательно, подобные события имели место и в действительности. Потому что более информированного писателя в Советском Союзе не было. Да, это прекрасно укладывается в основу нашего повествования.😁
Весь корпус ЦРУ и присоединившихся к ним УБН (DEA) тем или иным способом были ориентированы на наркобизнес. Иначе городить такого Огородника такой огород смысла не было, весьма затратно и опасно. Слишком крупные интересы затрагивались. Тут и Штаты, и Китай, и Союз. Шмыгали лазутчики Кастро и местные партизаны, да и Пабло Эскобар подрос и был готов вступить в игру на своей стороне.
Колумбия тех лет не была спокойным местом.
И тут мы подходим к центральной фигуре повествования - Александру Дмитриевичу Огороднику.
В начале 1970-х он занял пост второго секретаря посольства СССР в Боготе – столице Колумбии. Не бог весть какая должность, однако и не самая последняя.
По официальной версии он был завербован сотрудниками ЦРУ под угрозой обнародования кое - каких материалов интимного характера. Якобы Огородник побоялся, что в посольство Советского Союза будут переданы видео – и фото – материалы его интимных встреч с некой дамой. Дамочка эта - Пилар Гонсалес, сотрудница Колумбийского культурного центра. Само по себе событие неприятное, но и не смертельное. Тем не менее, оно стало датой рождения агента Трианона.
Кое где проскальзывают сведения, о том, что Огородник был агентом КГБ. Думаю, что это не соответствует действительности.
1. Он выпускник Нахимовского училища. Из семьи морского офицера. Курсант Ленинградского военно-морского училища имени Фрунзе. И тут странность: вдруг у него выясняется необъяснимое ухудшение зрения. Он был уволен из рядов ВМФ. И со своими документами быстренько поступил в МГИМО. Хм… Занимательный оборот. Он ушел с флота не в институт военных переводчиков, ни в политическое, где требование к здоровью не такие жесткие. Кстати, училище имело командно-инженерный профиль и любой технический ВУЗ принял бы его с распростертыми объятиями. Даже не попытался перейти в тыловое обеспечение.
2. Немного зная устройство спецслужб, мы понимаем, что для КГБ он стал «соседом». Видимо, действительно парень с головой. И как особо перспективный кадр был направлен на обучение в московский главВУЗ по подготовке дипломатов.
3. «Соседством» объясняется его вольное поведение в Колумбии, достаточно независимое положение в самом посольстве и бесстрашие в контактах с ЦРУ. Он разъезжал по университетам, писал статьи для местной прессы, читал лекции. Не боялся комитетчиков. И даже позднее, когда органы госбезопасности искали крота в МИДе, Огородник попал под подозрение в последнюю очередь. Ведь несмотря на свои широкие полномочия КГБ, ни с того ни с сего не стало бы разрабатывать сотрудников соседней конторы.
Да похоже, что и ЦРУ заинтересовались им не в первую очередь. Сначала общим наблюдением занимался ДАС – Административный департамент безопасности Колумбии.
Не стоит думать об Огороднике как о простаке, которого завлекли прелести иберо-американской красавицы Пилар Гонсалес (по другим сведениям, она никакой Пилар не была, а звали ее совсем по – другому, но тоже на испанский манер).
Я не знаю, почему Семенов вывел Огородника совсем по-жадно-простоватому. Наверное, не было в советском писательском пуле разрешения делать из предателей и шпионов хитрых и холодных мерзавцев. Лучше пусть они будут собирательными Агрономами.
Точно одно – женщина была. Но не она его вербовала, а он сознательно подставился под вербовку. И прекрасно осознавал, что с колумбийскими контрразведчиками у него общих тем нет. Он хотел видеть именно сотрудников или представителей ЦРУ. Александр Огородник ориентировался в колумбийских политических лабиринтах и представлял, что значит США для всей Южной Америки. Поэтому иначе, как инициативным вступлением в контакт, это не назовешь.
Вернувшись в Москву, Огородник остался на службе в Министерстве иностранных дел СССР. На предложенную должность в Институте Латинской Америки РАН ответил отказом. А занял скромную позицию в Управлении планирования внешнеполитических мероприятий МИДа. Имел допуск к аналитическим протоколам всех подразделений Министерства и отчетам послов.
«УПВМ было создано по решению Политбюро ЦК КПСС с задачей разрабатывать материалы и предложения по главным направлениям внешней политики СССР, по основным международным проблемам, по отдельным географическим районам, по вопросам перспективного развития Советским Союзом отношений с группами стран и подготовке крупных официальных документов».
«Выбор судьбы. К 90-летию Александра Михайловича Белоногова, Чрезвычайного и Полномочного посла, Заслуженного работника дипломатической службы РФ», Елена Кожанова, представительница Сообщества жен российских дипломатов, супруга Чрезвычайного и Полномочного посла России в Замбии (2013-2019 гг.), журнал «Международная жизнь», 11.05.2021 года.
И полетели в ЦРУ отчеты о состоянии дел, планах и внешнеполитических акциях СССР в Южной и Центральной Америке. За подписью Трианона. Обратите внимание: от Огородника ничего не требовалось, кроме информации об определенном регионе, в котором росла и цвела кока… а также странах, предоставляющих свои территории для удобного и быстрого транзита. Кокаин начал выходить на большую дорогу к своим почитателям в США. Кокаин становился средством для международных расчетов в торговле оружием, разжигании конфликтов и сменах режимов. А о специфическом использовании Трианона в этом грандиозном картеле Юлиан Семёнов ничего не написал.
«Транкиландия охранялась партизанами «М-19». И все это связано воедино: Родригес-Очоа, «М-19», Никарагуа. Другими словами, кокаин, терроризм, Советский блок - тройной кошмар свободного мира.»
«Kings of Cocaine» by Guy Guliotta, Jeff Leen. First published by SIMON AND SCHUSTER, 1989.
На сегодня мы прервемся. Автор хоть и большой фантазер, но рамками публикаций ограничен😁. Ожидайте интересную развязку.
P.S. Не перестаю восхищаться грандиозной осведомленностью Юлиана Семёновича Семёнова.
«Генерал Го, не выпуская изо рта «Салем», говорил раздраженно, пытаясь, впрочем, это свое раздражение скрыть:
— Надо понять до конца точно, кто стоит за теми группами политиков и бизнесменов, которые пугают Америку нашим мифическим непостоянством и возможным — в недалеком, по их словам, будущем — китайским гегемонизмом? Кто? Имена, названия корпораций, контролируемые ими органы массовой информации. Это меня интересует в первую очередь, товарищ Чжу.»
Семенов Юлиан, «ТАСС уполномочен заявить», 1979 год.
Все рассуждения являются вольными, автор оставляет их верность за собой. Буду особенно благодарить читателей за высказанные мнения в комментариях.
Подписывайтесь на канал Laszlo Karanovać∴ИСТОРИЧЕСКИЕ РАССЛЕДОВАНИЯ! Это позволит находить загадочные кейсы, интересных людей и говорить об их месте в палитре всемирной истории.
Следите за публикациями!
"ТАСС уполномочен заявить..." За фасадом заявлений. Начало истории.
"ТАСС уполномочен заявить..." За фасадом заявлений. (3). Окончание.
#ссср #юлиан семенов #чили #колумбия #пиночет #цру #трианон #латинская америка #мид ссср