Найти тему

На чем будем летать после 2025 года? Российская авиапромышленность.

По данным Минтранса, в России эксплуатируется чуть больше 1200 самолетов – в том числе грузовых, частных и государственных. К 2025 году, считает ведомство, в самом плохом случае из них доступно будет не более 900 – совсем недостаточно для того, чтобы обеспечить перевозки, даже в условиях ограничений.

Причина сокращения банальна – «выбытие» иностранных самолетов из-за отзыва лизинговыми компаниями, отказа от техобслуживания и поставки комплектующих, из-за чего перевозчики вынуждены были сокращать парк. Например, «Победа» из 41 Boeing 737-800 теперь использует 25, а остальные забронировала для создания «бесперебойного канала поставки запчастей».

Из более 800 иностранных лайнеров в строю в 2025 году может остаться менее 300. Правда, уже к 2030 году власти хотят увеличить авиапарк до 1556-1602 самолетов благодаря переориентации на отечественного производителя, следует из комплексной программы развития авиатранспортной отрасли.

Согласно стратегии, российские предприятия за указанный срок должны будут произвести более тысячи самолетов. В частности, планируется поставка:·

· 270 МС-21-310,

· 142 SSJ-New (импортозамещенная версия SSJ-100),

· 70 Ту-214,

· 70 Ил-114-300,

· 12 Ил-96-300.

На Восточном экономическом форуме-2022 стало известно, что первые лайнеры начнут поступать уже в 2023 году. Это будут Superjet-NEW. В 2024 года планируется поставка первых 6 самолетов МС-21 и первых 7 самолетов Ту-214 (изначально ожидались на год раньше). Что это будут за машины?

МС-21-310

МС-21 – будущая основа отечественного пассажирского флота. Его 300-я серия – это среднемагистральный самолет, предназначенный для осуществления внутренних и международных рейсов дальностью до 6000 км и рассчитанный на 160-211 мест. Отличительная черта лайнера – самый широкий фюзеляж в классе, благодаря чему пассажирам обеспечивается комфорт, сопоставимый с широкофюзеляжными самолетами последнего поколения.

310-я модификация, по замыслу разработчиков, будет аналогична предшественнику – 300-й, но оснащаться российскими двигателями ПД-14. Уже есть один такой самолет, впервые эта версия была опробована в декабре 2020 года.

Еще одна особенность – исполнение крыла из полимерных композитных материалов. До МС-21 такие составные части применялись только на трех самолетах: Boeing B787 Dreamliner, Airbus A350 XWB и Bombardier CSeries.

SSJ-New

Импортозамещенный Superjet– самый перспективный российский ближнемагистральный самолет. В отличие от предшественника SSJ-100 – первого лайнера, созданного в России после распада СССР – он будет состоять на 97% из запчастей отечественного производства, в том числе новейшего турбореактивного двигателч ПД-8, что должно гарантировать независимость и непрерывность выпуска. А в идеале – и повышенную по сравнению с аналогом надежность: используемый в «оригинале» мотор SaM416 часто вызывал нарекания.

Вместительность самолета – от 87 до 108 мест. Дальность полета – 3000-4600 км. Эксплуатанты отмечают его современность, комфорт и надежность, но есть и минусы. Во-первых, это недостаточно развитый зарубежный парк, что мешало его распространению по миру, но не должно быть проблемой в случае переориентации на внутренний рынок. Во-вторых, непопулярный класс – сегодня авиакомпании стараются делать акцент на среднемагистральных лайнерах, а ближнемагистральных даже в лучшие годы продавалось порядка 100 штук. Но опять же – в российских реалиях это даже плюс, ведь главная задача властей на нынешнем этапе – обеспечение доступных перевозок между регионами, а для этого не обязательно создавать парк самолетов, способных пролететь 10 000 км.

Ту-214

Ту-214 – среднемагистральный узкофюзеляжный пассажирский лайнер, который может перевозить 164-215 пассажиров на 4200-5920 км.

Его производство началось в уже далеких 1990-х годах в Казани, но из-за того, что ни эта модификация, ни предшествующая – Ту-204 – не стали массовыми, машина не пользовалась большим спросом у коммерческих перевозчиков. С 2010 года производился только в спецкомплектациях.

При этом сами по себе самолеты способны составить конкуренцию мировым бестселлерами типа Boeing 737 и Airbus A320 и даже через года продолжают отвечать всем современным требованиям. Неспроста лайнеры активно используются специальным летным отрядом «Россия».

Отличительные черты Ту-214 – удачная аэродинамическая компоновка и пилотажно-навигационный комплекс. По отзывам специалистов, эти самолеты «крепкие, надежные, перспективные, комфортабельные».

Ил-114-300

Ил-114 – советский и российский турбовинтовой ближнемагистральный самолет на 60 пассажиров. Он был спроектирован специально для эксплуатации в арктических и антарктических районах, на местности с относительно короткими взлетно-посадочными полосами, в малооборудованных аэропортах. Практическая дальность – 1900 км.

Его судьба схожа с Ту-214: самолет не вышел в серию из-за низкого интереса и через какое-то время ушел в консервацию. Второй шанс он получил в 2019 году, когда его производство было возобновлено в Воронеже. Только речь шла уже об Ил-114-300 – полностью российской версии. На нем установлены новые двигатели, малошумные шестилопастные винты и авиационное оборудование.

Основная задача этого самолета – устранить дефицит региональных лайнеров, из-за которого сегодня многим компаниям приходится совершать рейсы между регионами с пересадкой в Москве.

Ил-96-300

Еще один перспективный самолет со сложной судьбой. Предназначен для полетов на 9000-13500 км, способен перевозить от 235 до 300 человек. Первый Ил-96-300 поступил на службу в «Аэрофлот» в 1993 году, а в 2009 году лайнер был снят с производства как бесперспективный. Тем не менее машины используется отрядом «России» для перевозки президента и, более того, кубинской Cubana для транспортировки президента Кубы.

Но на фоне санкций власти заявили о намерении возобновить серийный выпуск. Параллельно в Воронеже ведется разработка глубоко модернизированной версии – Ил-96-400М.

Одна из причин, почему указанные машины так и не стали массовыми, донельзя банальна – в конкретный момент они проиграли войну цен и предпочтений иностранным аналогами. Однако сейчас ситуация кардинально иная – перевозчики готовы брать отечественные машины тысячами, а конкуренции со стороны Boeing и Airbus не ощущается – российские власти вообще считают, что компании больше не вернуться в Россию. Теперь главное – правильно воспользоваться вторым шансом.