Найти тему
Катехизис и Катарсис

Республика Сале: исламская Тортуга… или нет?

Оглавление

Однажды в паблике уже упоминалась Республика Сале: в тот раз мы говорили о Яне Янсоне ван Харлеме, он же Мурат-реис — знаменитый берберский пират родом из Нидерландов. Но такое явление, как Республика Сале, заслуживает и отдельного рассмотрения. Независимый с 1627 по 1668 года город-государство, едва ли не главная на то время база исламских пиратов, прямо-таки настоящая «мусульманская Тортуга» — или всё было несколько менее эпично?

Не находите интересным? Вот и я нахожу.

Давайте разберёмся. Польза иллюстраций по тексту подталкивает меня к тому, чтобы использовать формат лонгрида — хотя это и не настолько серьёзный и масштабный материал, как многие другие статьи в нашем паблике.

Нас… обманули, расходимся?

Русская Википедия — идеальный источник информации. В трудную минуту она обязательно придёт на выручку пытливому уму. Вот, что наша любимая русская Вики сообщает на тему Сале:

Существует легенда об образовавшейся в середине XVII века на берегах Бу-Регрега настоящей пиратской республике, наводившей страх на проплывавшие мимо суда европейских держав. Однако, в настоящее время доказано, что никакой республики не было — а была лишь литературная мистификация.

Ну что, расходимся? Всё пропало, гипс снимают, клиент уезжает? Хотя нет-нет, подождите, ведь ссылка в статье ведёт почему-то на книгу General History of the Robberies and Murders of the Most Notorious Pirates. Ту самую, которую (ну, скорее всего) написал автор «Робинзона Круза» Даниэль Дефо, и из которой до сих пор многие черпают данные об Эдварде Тиче… то есть, о Карибах первой четверти XVIII века. А у нас тут, вроде как, середина XVII на севере Африки?

Похоже, русская Вики всё-таки в чём-то не права. Заглянем поглубже.

География и предыстория

Фактически, сегодня Сале — это даже не отдельный город: он слился с Рабатом, современной столицей Марокко, от которого отделён рекой Бу-Регрег. История у города крайне богатая, так как первыми тут обосновались ещё финикийцы. И это неудивительно, ведь место удобно и для жизни, и для торговли.

И для пиратства, разумеется.

Мы не будем рассматривать в этой статье всю историю Сале, хотя там было очень много интересного: например, в 1260 году город захватили и разграбили кастильцы. Примерно тогда же в Сале стали собираться и первые флотилии мусульманских «корсаров»: с целью симметричного ответа христианам.

Но нас интересует ситуация, сложившаяся куда позже: в самом начале XVII века.

В 1609 году началась депортация морисков (крещёных мусульман) из Испании, где им более не доверяли (я уже писал об этом). Куда же могли уехать эти люди? Разумеется, прежде всего — в северную Африку. Сале столкнулся с небывалой иммиграцией из Испании, население города стремительно росло. Причём сюда приезжали люди, прямо скажем, несколько обиженные на христиан — а на месте их ждали едва ли не самые радикальные мусульмане Магриба (Сале и сегодня — самый проблемный в этом плане город Марокко, так уж сложилось исторически).

Первыми мигрантами с Пиренейского полуострова стали так называемые hornacheros (от города Орначос, что в Эстремадуре), которые приезжали сюда ещё в XVI веке, и которых марокканцы, судя по всему, довольно легко приняли за своих. Чего нельзя было сказать о второй волне, которую в Сале именовали уже «андалузцами» (хотя и понятно, что это были отнюдь не только беженцы из Андалусии). Большинство из них вовсе не говорило по-арабски, и у мусульман вызывало не меньшие подозрения, чем на родине.

-3

Карта Сале

Тем более, что как «андалузцы», так «орначерос» не очень-то рьяно следовали традициям ислама (по меркам весьма религиозного Сале), да ещё и шокировали марокканцев множеством совершенно испанских элементов культуры. Они даже не желали одеваться так, как это было принято в Магрибе.

Таким образом, сложилась непростая ситуация. Город переполнен мигрантами, да ещё и неоднородными — делящимися на две группы, которые и друг друга не очень любят. Зато объединяет всех в Сале одно: ненависть к Испании. А многие из новоприбывших как раз отлично знают её берега…

Вполне очевидно, к чему шло дело ещё задолго до 1627 года. Существуют оценки примерно в 13 000 прибывших сюда на рубеже XVI-XVII веков из Испании, причём до 10 000 составляли именно «андалузцы». Цифры, конечно же, очень приблизительные — но очевидно, что масштаб и правда был очень внушительный.

Так всё же: пиратская республика или нет?

Не совсем. Но уже в 1624 году у марокканского султана Зидана Абу Маали начались серьёзные проблемы с контролем над Сале. Ничего удивительного, ведь город наводнили весьма тёмные личности, которые к любой власти относились весьма прохладно. Тогда проблему султан решил назначением некого «губернатора» из числа… хм… авторитетных граждан.

Вопрос, кого именно. По одной версии, назначали того самого Яна Янсона ван Харлема, уже знаменитого пирата. По другой же — Ибрагима Варгаса, тоже пирата, одного из заблаговременно покинувшего Испанию hornacheros.

В скором времени город вообще откажется платить султану налоги: с 1627 в Сале настанет независимость. Но первопричина тут не в пиратстве: Марокко в те годы в целом лихорадило, ещё с 1603 года в стране то тлела, а то и полыхала гражданская война. Нельзя сказать, чтобы независимости для Сале добились именно пираты «на потребу своей чёрной душе», но они и ещё при султане обладали в городе большой властью, а уж после…

-4

Касба Удая, местная крепость, у подножия которой долгое время были вынуждены жить «андалузцы»

Далее в республике будет неоднократно меняться правительство, продолжится и борьба между двумя группировками бывших испанцев, а конец всему этому бурлению к 1668 году положит только усиление династии Алавитов. Но я всё-таки не историк Магриба, и не стану углубляться в эти вопросы. Давайте скажем пару слов о том, ради чего начали разговор.

Пираты Сале

Как уже было сказано выше, пиратство процветало здесь ещё в XII-XIV веках, но теперь получило мощный стимул к развитию. Тут и отсутствие центральной власти, и обилие желающих грабить испанцев (да и любых других христиан).

Конечно, речь не шла о каком-то настоящем институте каперов — тем более, что теперь и некому было выдавать официальные бумаги от высочайшего имени, а в городе во многом установилась своеобразная клептократия. Да и раньше-то магрибские пираты не особенно регулировались правительствами, хотя такие попытки и имели место.

Тем не менее, никакие властители на севере Африки никак не мешали тем пиратам, что не грабили мусульман. Так что в определённой степени условная «тортуга» здесь и правда образовалась.

-5

Пиратские флаги Сале

В основном пиратствовали на небольших парусно-гребных шебеках, при этом экипажи были невероятно пёстрыми по национальному составу: кроме берберов и бывших испанцев здесь присутствовали что турки, что те же уроженцы Нидерландов, что кто угодно ещё. Помимо очевидного основного направления — берега Испании, ходили в куда более далёкие рейды, включая даже Британские острова.

По понятным причинам трудно точно оценить масштабы морского разбоя, что творился именно руками жителей Сале — порта приписки у пиратов нет, да и вообще они оставляют мало следов в документах. Но уверенно можно сказать, что на рынки Сале стекался очень значительный процент награбленного, а прямо под стенами Касбы возник большой невольничий рынок.

Встречал упоминания о том, что 10% от всего награбленного уходило в руки местного правительства, а это весьма немалая доля. Также сообщается о том, что существовали настоящие пиратские предприятия — судовладельцы, которые предоставляли горячим головам корабли, и оставшиеся 90% делили с командой и капитаном пополам.

-6

Медресе (исламское учебное заведение) в Сале

Что интересно, Сале вёл собственную дипломатическую политику, в частности — постоянно имел некие договорённости с Англией, как раз являвшейся на тот момент противником Испании. Англичане отмечают, что уровень угрозы для них со стороны берберских пиратов прямо зависел от того, насколько активно страна сейчас враждует с испанцами. Очевидно, что тут проявлялось влияние именно диаспоры морисков, ведь для остальных исламских пиратов какой-то большой разницы между разными христианами обычно не было.

Что в итоге?

Можно ли сравнить Республику Сале с какой-нибудь Тортугой или Нью-Провиденсом, или с той же Мальтой? Отчасти да, это был важнейший центр пиратства. Однако я был хотел ещё раз подчеркнуть, что Сале являлся таковым и до, и после периода своей независимости. А сама по себе эта независимость с пиратами связана косвенно.

Так что это не совсем «пиратская республика», но всё же очень близко к тому. И никакой «литературной мистификации» здесь нет: разве что художественные допущения в некоторых текстах.

Тем не менее, явление крайне интересное — хотя бы в силу очень сложного этнокультурного состава республики, что создавал куда более запутанную картину, чем в большинстве подобных исламских портов. Яркие страницы истории, что и говорить.

Автор - Андрей Миллер. Подписывайтесь на Grand Orient и читайте больше его статей! Или читайте по тегу #миллеркат