Мы много раз касались личности Фернандо де Авалоса, маркиза Пескара - выдающегося полководца Итальянских войн и одного из первых настоящих патриотов Испании (в эпоху, когда понятие "патриотизм" только начинало зарождаться). Но история его отношений с женой, Витторией Колонна - отдельное измерение сего "рыцарского романа". Очень уж всё это красиво, грустно, да и вопреки обыкновенному течению жизни тех времён (и вообще-то, времён нынешних тоже).
Виттория была дочерью знаменитого кондотьера Фабрицио I Колонна, герцога Палиано - друга семьи Авалосов, что правили в Пескаре. Их с Фернандо помолвка состоялась, когда будущему маркизу было всего шесть лет, а невесте - и вовсе, четыре. Типичный феодальный брак, что был заключён двумя очень знатными итальянскими семьями по сугубо практическим соображениям.
Сами понимаете: всё могут короли, но... с женитьбой по любви обычно тяжело. В лучшем случае, можно было заранее познакомиться по переписке (и это далеко не чат в VK, сами понимаете), да увидеть портрет, но и то не всегда. Иногда вот так - вопрос будущей семейно жизни был определён ещё до того, как оба узнали, откуда берутся дети.
Понятно, что такие браки редко приносят личное счастье. Видные люди прошлого не потому почти поголовно имели любовников/любовниц и массу бастардов, что были такими распущенными и аморальными. Увы, часто иначе было никак, а если пойти против системы - можно наломать дров (как тот же Педро Жестокий: https://vk.cc/6szIL5).
К счастью, у Фернандо де Авалоса и Виттории Колонна всё вышло иначе.
Они, можно сказать, выросли вместе - в "Арагонском замке" Авалосов, а официально брак заключили в 1509 году. И до 1511 счастливо жили там же, на острове Искья, Правда, не смогли сделать детей, зато написали друг другу кипу романтических стихов, и вообще - "душа в душу", что называется. В 1511 году Фернандо ушёл на войну: полыхала третья из Итальянских, Война Камбрейской лиги.
Вскоре Фернандо предстояло стать героем Равенны и Бикокки, взять Милан и сыграть важнейшую роль в снятии осады Павии. А заодно и оказаться в центре "игры престолов": Папа Римский Климент VII решил продолжить дело уже погибшего Чезаре Борджа, и попытаться всё-таки создать в Италии настоящее королевство. Ведь пока "сапог" был разделён между Габсбургами, Валуа и рядом независимых государств.
На роль короля по итогам заговора планировался именно Фернандо де Авалос. Но "Искушение Пескара" провалилось - маркиз сообщил обо всём Карлу V, заговор подавили в зародыше. Фразу Виттории по этому поводу я уже цитировал:
""Я предпочитаю быть женой храбрейшего из маркизов и вернейшего из полководцев, чем супругой короля, опозоренного пятном бесчестья."
Фернандо умер очень рано, в декабре 1525 года: то ли от последствий ран, полученных при Павии, то ли от туберкулёза. Случилось это в Милане, и увы - Виттория не успела приехать к нему.
После этого вдова на несколько лет удалилась в тот же замок на Искье, где прошли самые счастливые годы: занималась там исключительно написанием стихов, по большей части посвящённых покойному мужу. В скором времени ей предстоит стать одной из первых знаменитых поэтесс Европы. Именно её поэзия сильно повлияла на ту же Маргариту Наваррскую, например.
Приют мой одинокий прост и строг:
Живу, как птица, на утесе голом,
К возлюбленным сердцам, к ветвям веселым
Не возвращаться я дала зарок.
Зато для гимнов здесь простор широк:
Ты солнцем светишь мне над мрачным долом,
И стаи мыслей с клекотом тяжелым
Слетаются, свернув с других дорог.
Тут наступает счастья миг короткий,
Когда они, восторженны и кротки,
К блаженству дольнему влекут меня.
Но если б слов пылающая сила
Твой образ возродила из огня,
Я бы восторга высшего вкусила!
Виттория даже хотела уйти в монастырь: в основном потому, что очень уж её раздражали настойчивые предложения нового брака. Неудивительно: Виттория была ещё молодой и очень красивой женщиной, к тому же далеко не бедной, и знатного рода.
К 1536 году её более-менее отпустило. Виттория покинула уединённый остров в Неаполитанском заливе, и поехала в Рим. Там она энергично взялась не только за литературное творчество, но также и за духовную деятельность: из кружка spirituali выросли "итальянские реформаторы", по сути ставшие этаким "умеренным протестантизмом". Но от настоящих протестантов в своих рядах они всегда открещивались, прямо против католицизма Виттория не шла - неудивительно, впрочем.
"Окружённая толпой поклонников её красоты и талантов в годы молодости, она и в старости была предметом поклонения за свои высокие нравственные достоинства: на неё смотрели как на святую"
Нравственные достоинства - это понятно, но вполне себе приземлённые виды на Витторию по-прежнему имели очень многие. Она, однако, всё ещё хранила верность покойному мужу, чей образ по-прежнему играл немалую роль в творчестве.
Единственным исключением стали отношения с Микеланджело, но они едва ли носили настоящий романтический оттенок: великий живописец, практически наверняка, был гомосексуалистом. К тому же, уже очень очень пожилым человеком. Всё же, глядя на стихи Виттории Колонна, я склонен полагать, что любовь к Фернандо она так и пронесла через всю жизнь - хотя чем дальше, тем больше уходила в религию.
Учитывая, каким человеком был Фернандо де Авалос - я не сомневаюсь, что и он поступил бы так же, переживи супругу сам. Виттория очень тяжело болела в последние свои годы (хотя была не такой уж старой, ещё не исполнилось 60 лет), и скончалась 15 февраля 1547 - пережила мужа на 21 с хвостиком год.
А портрет кисти Лефевра, что слева, недостоверен - на многочисленных работах своих современников (от Пьомбо до Рафаэля и Микеланджело) Виттория имеет типичную итальянскую внешность. Как на полотне Пьомбо справа. Но эта женщина оказала такое влияние на творческих людей нескольких эпох, что оторвалась от реальной своей личности, став образом иного порядка. Почему бы и не противопоставить реальную личность XVI века тому, какой она виделся художникам на рубеже XIX-XX столетий?
Автор - Андрей Миллер. Подписывайтесь на Grand Orient и читайте больше его статей! Или читайте по тегу #миллеркат