Для многих Силенд (та самая страна на платформе в море) - самая безумная история непризнанного государства. Но мне кажется, что этих лавров куда как более заслуживает республика Фиуме, просуществовавшая пару месяцев в конце 1920 года. Иной раз на войне возникают очень странные формирования, претендующие на статус независимого государства. Но чтобы вот так... это надо уметь.
Нынче города Фиуме на карте вы не отыщете: он называется Риека, и находится на территории Хорватии. Но в 1920 году это были бывшие владения Австро-Венгрии: с момента завершения Первой Мировой из так и не удалось поделить итальянцам и словенско-сербохорватскому государству (предку будущей Югославии). На затянувшейся Парижской конференции шли переговоры - кому Фиуме всё-таки отойдёт, а между тем... кое-кто решил действовать.
12 сентября 1919 года военнизированные формирования итальянских националистов, возглавляемые поэтом Габриеле д’Аннунцио, вытеснили жиденькие международные оккупационные силы, и установили контроль над Фиуме. Смысл акции был в том, чтобы Италия забрала территорию силой: вот, она уже наша, хватит там вести переговоры.
Габриеле д’Аннунцио явно слабо представлял себе тонкости политики: разумеется, правительство не могло пойти на подобный шаг. Более того, итальянским военным пришлось даже блокировать Фиуме. Всем было не до окончательного решения вопроса - есть дела посерьёзнее, но дальнейшую военную деятельность странных военизированных формирований таким образом пресекли.
Так прошёл год. Габриеле д’Аннунцио поначалу ещё чего-то ждал от итальянцев, но в итоге, в сентябре 1920 объявил Фиуме независимым государством, а себя - его регентом. Вот тут-то и началось настоящее веселье.
Политический вектор республики описать сложно: тут и националисты, и анархисты, и вроде как "предшественники итальянского фашизма" - хотя, при этом, бывший премьер-министр страны скоро станет противником Муссолини.
Проект конституции страны Габриеле д’Аннунцио составил... в стихах. При этом, в документе декларировалось обязательное музыкальное образование для всех граждан. Поэт называл свою страну "республикой красоты", и строил масштабные планы. Даже марки начали выпускать: вот, на иллюстрации.
Между тем, 12 ноября 1920 года Италия и Королевство Югославия подписали Рапалльский договор, который решал проблему статуса Фиуме. Естественно, Габриеле д’Аннунцио его не признал, и смело объявил противникам войну. Продлилась она до 30 декабря, когда к берегу подошёл итальянский флот, и похоронил мечты о "республике красоты" под снарядами. Фиуме был сдан. Город, правда, формально оставался независимым до 1924 года, и только потом окончательно отошёл Италии. До 1943 года.
А у Габриеле д’Аннунцио при фашистах всё сложилось прекрасно - благо, что его-то орлы и заложили многие основы как идеологии, так и внешнего имиджа. Есть версия, что именно люди Габриеле д’Аннунцио скопировали с картины Жака-Луи Давида "Клятва Горациев" всем известный жест, ассоциируемый с фашизмом. При Муссолини поэт возглавил Королевскую Академию наук, и спокойно умер задолго до краха режима. Более того: даже до начала Второй Мировой, в марте 1938 года.
Наверное, хорошо, что последующего он не увидел. На идеях "республики красоты" выросли, прямо скажем - не самые красивые эпизоды истории Европы.
Автор - Андрей Миллер. Подписывайтесь на Grand Orient и читайте больше его статей! Или читайте по тегу #миллеркат