Дисклеймер: этот текст я подготовил летом 2020 года для автомобильного сайта Motor1. Но после моего ухода из редакции руководство решило удалить материал. Поэтому сохраню его для истории здесь, на личном канале.
Дефицита участников главная российская оборонная выставка не испытала даже в коронавирусные времена — обширные площади были до отказа забиты экспонатами. Среди них нашлось немало любопытных агрегатов, но мы сосредоточимся на колёсных моделях. Причём остановимся не только на новинках, а посмотрим ещё и на необычную военную технику, что зачастую остаётся за рамками обзоров. Как вам, к примеру, бронированная «пожарка» или мобильная кухня на 240 человек?
МЗКТ-490101
Беларусь сейчас лихорадит, однако на стенде Минского завода колёсных тягачей царило деловое спокойствие. Здесь презентовали бронированный (защита по классу STANAG 2) автомобиль МЗКТ-490101 достаточно угрожающего вида. Известно о машине следующее:
- двигатель Doosan DL06 отдачей 270 л.с. и 780 Нм;
- автомат Allison 2500SP, шесть передач;
- полный привод с понижающей передачей и тремя блокировками;
- подвеска независимая пружинная;
- централизованная система подкачки шин;
- снаряженная масса 9200 кг;
- вместимость пять человек;
- максимальная скорость 110 км/ч;
- запас хода 900 км.
МАА-ОП
Теперь багги — это не только весёлые покатушки по бездорожью. Десантники демонстрировали на выставке новую российскую разработку — многоцелевой аэромобильный автомобиль. Примитивный внешне, однако интересный ценой от четырёх миллионов рублей и технической начинкой.
В пределах базы установлен дизель ЗМЗ-514.32-10 отдачей 149 л.с. и 330 Нм в паре с механикой или автоматом. Полный привод, судя по всему, уазовский — с «электронной» раздаточной коробкой и отключением передних колёс. Независимая подвеска пневматическая, с возможностью регулировки клиренса в пределах 130-320 мм.
Разработчики уверяют, что 1,2-тонная машина разгоняется до 150 км/ч, берёт сотню за 8,1 с, перевозит до восьми бойцов и помещается в грузовой отсек вертолёта МИ-8АМТШ. Проект подразумевает до семи модификаций МАА. На фото показан вооружённый до зубов вариант огневой поддержки, имеющий на борту противотанковый ракетный комплекс «Корнет», 30-мм гранатомёт АГС-17, 12,7-мм пулемёт «Корд», пару 7,62-мм пулемётов ПКМ.
МАА-М
А это второй вариант багги, предназначенный для перевозки 120-мм миномёта 2Б11 с расчётом и боекомплектом в 24 мины. Переход из походного положение в боевое занимает менее минуты, но пока это только теория. В разговоре с десантниками удалось выяснить, что они получили лишь шесть единиц МАА (включая две выставочные машины) и толком испытать их ещё не успели.
«Дрозд»
Разработку Балтийской машиностроительной компании можно было бы принять за макет для очередного голливудского блокбастера. Но нет – это действующая амфибия с композитным корпусом, 260-сильным дизелем Steyr и полным приводом.
На смену «среды обитания» машине нужно всего 12 секунд, «Дрозд» способен глиссировать по воде со скоростью 70 км/ч при волнении до трёх баллов и разгоняться на суше до 100 км/ч. Пока это опытная модель, но как раз выдающимися характеристиками авторы смелого проекта и рассчитывают заинтересовать инвесторов.
«Русак» К-8
Нижегородский государственный технический университет имени Алексеева совместно с компанией ЗМТ показали гибридную восьмиколёсную амфибию «Русак». Машина заточена на использование в районах Крайнего Севера, Арктики, Антарктиды. Иными словами, способна выживать в самых лютых условиях, принимая при этом на борт от 14 до 20 человек. В движение К-8 приводит пара электродвигателей мощностью по 102 л.с. каждый. Запас хода составляет 600-1000 км.
«Тайфун-ПВО (Э)»
Большие и малые бронемашины современного семейства «Тайфун» активно демонстрируют на парадах, часть из них уже поступает в войска, причём в зависимости от специфики службы меняется и оснащение моделей. Так, например, выглядит свежий вариант для перевозки отделения стрелков-зенитчиков с переносными зенитно-ракетными комплексами. «Тайфун-ПВО (Э)» позволяет вести огонь (в том числе из 12,7-мм пулемёта «Корд») прямо с машины: при коротких остановках или на ходу.
СККШ-586-01
Концерн «Калашников» удивил публику не только электрическим мотоциклом Иж-49. Мытищинский машиностроительный завод выкатил «Специальное корпусное колёсное шасси» — плавающее и хорошо защищённое от обстрела и подрыва. В перспективе на этой базе планируется создание целого семейства унифицированных машин гражданского и военного назначения, в том числе для размещения комплексов войсковой ПВО. А пока о СККШ-586-01 известно следующее:
- колёсная формула 8х8;
- экипаж 4 человека;
- масса около 29 тонн;
- грузоподъёмность от 17 тонн;
- мощность двигателя 650 л.с.;
- максимальная скорость 80 км/ч;
- запас хода до 1000 км;
- длина 11,2 м;
- диапазон изменения клиренса 220-520 мм.
АМН-233121 «Атлет»
«Тигр» — пожалуй, самый известный российский бронеавтомобиль. Но Военно-промышленная компания (ВПК) разработала ему на смену целую линейку новых машин. Среди них — такой вот тупоносый «Атлет». Сообщается, что девятитонный полноприводный броневик снабжён двигателем ЯМЗ-5347-24 (240-300 л.с.) и пятиступенчатой механической коробкой. Подвеска — независимая торсионная; привод, разумеется, полный. Защищён «Атлет» по 2-3 классу (российская классификация) и способен выдержать взрыв под днищем или колесом до 4 кг тротила.
«Стрела»
Пятитонный бронеавтомобиль защищён слабее «Атлета» — по российскому классу 1, зато умеет плавать. ВПК описывает назначение «Стрелы» так — машина разведки, патрулирования, сопровождения колонн, носитель различного оборудования. На выбор заказчику предлагают локализованные в России моторы Foton и Cummins мощностью до 200 сил, механическую или автоматическую коробку передач.
СБМ ВПК-233136 «Тигр»
Как видите, «Тигр» тоже сильно преобразился. Так выглядит специальная бронированная машина в комплектации «Рейд». По требованию неназванных заказчиков в пятидверном корпусе изменили компоновку пассажирского отсека, вокруг каждого люка смонтировали складывающиеся броневые щитки, ветровое стекло снабдили бойницей, все окна защитили решётками. Происходящее вокруг бронеавтомобиля система видеонаблюдения фиксирует на жёстком диске, обзор в темноте обеспечивает инфракрасный прожектор.
СПМ-3 ВПК-3924 «Медведь»
14-тонный бронеавтомобиль в «цифровом» камуфляже адресован Росгвардии и полиции. Основная задача «Медведя» — перевозка личного состава при проведении контртеррористических операций, ликвидации массовых беспорядков, патрулировании важных объектов. Характеристики «специальной полицейской машины» такие:
- дизель ЯМЗ-536 (312 л.с.);
- коробка передач пятиступенчатая механическая;
- полный привод с блокировками всех дифференциалов;
- класс защиты от 3 до 6а (по ГОСТ);
- вместимость до 9 человек;
- максимальная скорость 110 км/ч;
- клиренс 425 мм.
ЗИЛ-117В
Посетителям форума выпал отличный шанс рассмотреть в деталях парадный фаэтон 1972 года выпуска — на таком ЗИЛе со складным матерчатым верхом до 1980-го возили по Красной площади министров обороны СССР Гречко и Устинова. Затем машины передали в Ленинград, где они обслуживали парады Победы вплоть до 2018 года (с небольшим перерывом).
Buran
Так называется семейство модульных бронеавтомобилей, защищённых по классу STANAG 2 (VR8). Клиентам предлагается базовое полноприводное шасси грузоподъемностью до 10 тонн, оснащённое дизелем ЯМЗ-534 (210 л.с.), а вот дальше начинается творчество. Можно заказать левый или правый руль, различные функциональные надстройки, механическую коробку передач или автомат. При желании машину вообще продадут в разобранном виде: крупноузловым комплектом для сборки на месте назначения.
КСВК-240/24
Пыхтящая полевая кухня с горячей гречневой кашей стала уже своеобразным символом армейского быта. Но времена меняются. И на смену примитивным прицепам приходят вот такие раскладные модули на восьмиколёсном шасси КамАЗ-6350. «Кухня-столовая возимая в контейнере» при персонале всего три бойца способна накормить подразделение численностью до 240 человек! Правда, за раз внутри помещаются только 24 солдата.
«Рать»
На дорогах беспилотники пока что только обживаются, а вот воздушное пространство роботы, в том числе военные, освоили прочно. Для борьбы с таким противником «Росэлектроника» разработала многофункциональный мобильный комплекс «Рать». Машина способна обнаруживать дроны, выжигать их радиоэлектронные системы СВЧ-излучением (как в микроволновке), а также физически уничтожать некими «лазерными средствами поражения».
«Шаман»
Четырёхосный вездеход показали в медицинском исполнении для спасательных операций вдали от цивилизации. И не зря на стекле написано «реанимация» — такой «Шаман» способен не просто эвакуировать пострадавших в больницу (которая может быть в сотне километров), но и позволяет проводить ряд операций прямо на борту. Для этого в распоряжении экипажа имеется различное спецоборудование — от дефибриллятора и аппарата искусственной вентиляции лёгких до электрокардиографа и акушерского набора.
К-17 «Бумеранг»
Перспективная колёсная боевая машина пехоты на платформе «Бумеранг» не только мелькает на парадах, но и не стесняется показывать свои возможности в деле. На полигоне Алабино — демонстрационной площадке форума «Армия-2020» — К-17 бодро гоняла по грунту, эффектно поражала цели огнём из автоматической пушки и противотанковыми ракетами, а главное — давала возможность рассмотреть себя буквально на расстоянии вытянутой руки.
Lada Vesta Sport
В советское время спецслужбы нередко использовали «догонялки»: с виду обычные серийные автомобили, но с куда более мощными моторами. Например, «Волги» с V8 или ВАЗы с роторно-поршневыми двигателями. И вот — современное прочтение традиции: в ливрею военной автоинспекции нарядили самую дорогую и быструю современную «Ладу» (1,8 л, 145 л.с.). Причём особых задач перед седаном Vesta Sport, судя по описанию на стенде, ВАИ не ставит — просто сопровождение армейских колонн.
ПСБ-6,0-40-10 52-ТВ
Есть пожарные автомобили гражданские, есть аэродромные; цистерны и лестницы. А есть армейские — бронированные, как эта модель на восьмиколёсном шасси КамАЗ-63501. Вообще, это настоящая машина выживания. Отвалом она способна расчищать себе путь, краном-манипулятором разбирать завалы, вдобавок на борту имеются запас воды и пены для тушения огня, специнструмент для боевого расчёта.
Р-431АМ
Другой вариант применения полноприводного шасси КамАЗ-63501. Похожий на гигантского паука агрегат — это радиорелейная станция оперативно-стратегического звена управления, способная передавать цифровую информацию со скоростью до 155 Мбит/с. Антенны Р-431АМ поднимаются на высоту до 32 м, а обслуживает машину экипаж всего лишь из трёх человек.
АТЗ-12-10-63501
И снова восьмиколёсный КамАЗ. Мечта хозяйственника — автотопливозаправщик массовой выдачи, готовый по первому требованию (время развертывания — не более пяти минут) накормить горючим аж десять (!) машин. АТЗ-12-10-63501 несёт на себе 12 000 литров топлива в цистерне и 500 литров масла в канистрах, а управляется со всем хозяйством мобильной АЗС один водитель — он же оператор.
ЗРК «Абакан»
У павильона концерна «Алмаз-Антей» можно было увидеть 10-колёсное шасси Брянского автозавода, на котором смонтирована пусковая установка 51П6Е2 перспективного зенитно-ракетного комплекса противоракетной обороны 98Р6Е «Абакан». 53,5-тонная машина способна разгоняться до 60 км/ч, проезжать без дозаправки до 500 км и поражать цели на дистанции до 30 км.
П-285
Удивительный раритет — мотоцикл связи на базе «Днепра» К-750. Вместо пассажирской коляски установлен хитрый двухкатушечный механизм, позволяющий протягивать полевые телефонные кабели со скоростью до 15 км/ч.
«Урал» и БТР
Кое-где на форуме «Армия-2020» встречались любопытные инсталляции, как, например, показательный демонтаж силовой установки БТРа в полевых условиях посредством крана-манипулятора мобильной мастерской.
БРДМ-2МБ «Бекас» и БРДМ-2 ЗС-99
Приятно встретить на выставке машины Военно-технического общества, с которыми сроднился за время бронепробега «Дорога мужества». К форуму «Армия-2020» модернизированный «Бекас» обрёл новый камуфляж, а поддержку современной модели оказала восстановленная звуковая станция на базе классической БРДМ-2 (на заднем плане).
«Патруль» 6х6
Напомним, в бронепробеге «Дорога мужества» также принимали участие броневики Росгвардии, среди которых был двухосный «Патруль» на камазовских агрегатах. А на форуме «Армия-2020» производитель машины — компания «Астейс» — показала шестиколёсный вариант 5350, который при тех же характеристиках защищённости и подвижности имеет увеличенную грузоподъёмность.
«Федерал-М»
Несколько смешной на вид бронеавтомобиль предназначен для перевозки военных полицейских. Защищённый от обстрела и подрыва корпус вмешает 16 человек, агрегатная база — от полноприводного грузовика «Урал-4320».